Стандартный формат тактических и стратегических настольных игр — 3-4 человека, а вот на двоих и на пятрых можно разложить уже не каждую игру. Что же хорошо играется таким составом участников? Во-первых, большинство игр на шестерых также хорошо играются и 4-5 игроками. Ниже еще несколько игр для пятерых человек:
Пожалуй это немногие игры, которые лучше идут большим составом, время ожидания своего хода (даунтайм) увеличивается, но зато уж точно никто не будет отсиживаться в своем углу.
Cyclades (2009, до 5 участников)
Как и следует из названия, речь пойдет про противостояние нескольких племен на просторах Эгейского моря. Каждый раунд мы сначала соревнуемся, кто сможет принести наиболее богатое подношение тому или иному жителю Олимпа, а затем делаем те действия, которые он позволяет нам сделать: постройка кораблей и армий, экспансии, нападения, развитие экономики (пусть и довольно нехитрое) и все с одной целью создать или захватить два города. Условия победы не позволяют партии затянуться слишком долго, правила интуитивно понятны, а вот стратегий поведения может быть много, планомерное развитие и укрепление своих рубежей, накопление богатств, чтобы потом никто уже не смог конкурировать в борьбе за милости олимпийцев, агрессия с целью полного преобладания на воде, а значит торможение чужого развития, и все что еще придумаете сами.
Хотя игра расчитана от 2 до 5 человек, идеальна она именно в полном составе участников.
Small World (2009, 2-5 участников)
Игра проще, чем Киклады, но и не столь эпична. Хотя по сюжету тут скорее наоборот, мы — божки, ведущие свои народы к процветанию! Пока они нам не надоедят… И тогда мы поведем следующие народы к еще большему процветанию!
Сеттинг фэнтезийный, но с изрядной долей юмора. Каждая партия проходит не так, как предыдущая, потому, что и народы выходят разные (а их в общей сложности 14 штук), да и вдобавок каждому народцу достается спецсвойство (которых 20 штук) — в итоге различных комбинация получается достаточно, чтобы сыграть не один десяток партий. Да и сами народцы получаются что надо, то «болотные маги», то «дипломатичные орки» или «водоплавующие полурослики». В общем, есть где и фантазии развернуться, но есть где и подумать над оптимальной стратегией для своего народца.
Ticket to Ride: Europe (2005, 3-5 участников)
Как и Small World игра входит в «золотой запас» «семейных настолок», т.е. игр с простыми правилами, относительно недолгим и азартным игровым процессом. Стоит ли эту игру включать в раздел игр с агрессивным взаимодействием — не очевидно, потому что нападать, убивать и грабить мы здесь не будем. Просто здоровая конкуренция. Или не очень здоровая, особенно на пятерых.
С одной стороны, просто берем карты, строим за них перегоны из своих поездов между разными городами Европы начала ХХ века, все тихо и мирно. С другой стороны, у каждого есть маршруты, которые нужно проложить, чтобы не обрести достаточно большие штрафы, но дорог относительно немного, и если соперник перекроет путь в одном месте, придется пускаться в объезд, что займет еще не один ход. Так что с обидчивыми друзьями в эту игру не стоит садиться
.
Маленький принц (2013, 3-5 участников)
Как ни странно, игра на эту тему вышла весьма конфликтной. И да, это филлер (т.е. простая и небольшая игра, по времени — минут на 20-30). Мы строим каждый свою планету, напичканную барашками, розами, фонарями, змеями и прочими героями Сент-Экзюпери. Фрагменты планет выбираем по очереди, но очередь каждый раз определяют сами игроки, и вот тут-то открывается простор для всевозможных «дипломатических» решенй, как сделать так, чтобы по возможности никому не досталось бы то, что нужно именно им. Важный момент игры — победные очки каждому игроку будут начисляться по-своему, в зависимости от выбранных им целей, т.е игра одна, а правила начисления очков у всех разные. Не такой шедевр, как выше перечисленные игры, но и времени много не займет, а вот полученное удовольствие сильно зависит от компании участников.
Если вы хотите чего-нибудь посерьезней и при этом более миролюбивое — то тогда ваш жанр «игры европейской (немецкой) школы», чаще всего их называют просто «евро». Как правило, такие игры лучше всего играются втроем-вчетвером, но есть и такие, которые можно с удовольствием разложить и на пятерых.
Puerto Rico (2002, 3-5 участников)
Абсолютная классика, игре уже 15 лет, а она до сих пор входит в топ-10 лучших настольных игр мира. Сюжет такой — вы управляющий маленькой колонии в Карибском море, ваша задача — развивать свою колонию, строить всевозможные здания (которые помогают развиваться эффективнее) и не забывать отправлять плоды трудов ваших подчиненных в Старый Свет. Впрочем, главное в игре не это — игра стала образцом механики выбора «роли», по очереди игроки выбирают роль, позволяющую сделать некоторое действие, причем всем, поэтому каждый раз приходится задумываться, что выбрать, чтобы эффект действия был максимален для себя и минимален для остальных.
Построенные игроком здания и плантации задают вектор развития его колонии, но при этом редко бывают партии, похожие друг на друга, никогда не получается стопроцентно повторить успех того или иного набора зданий. И это при том, что игра почти не содержит элемента случайности.
Concordia (2013, 2-5 участников)
Глубокая игра с очень простыми правилами: у каждого игрока одинаковый набор карт с действиями, которые он может совершить, в свой ход нужно сыграть карту и выполнить действие, которое на не написано. И всё, честно. Правила начисления победных очков тоже несложные: карты же приносят очки, и на них написанно сколько и за что. Но за этими двумя предложениями стоит игра, в которой практически каждый ход приходится делать непростой выбор, оценивая ситуацию на карте, возможности соперников, свои цели и возможности в зависимости от имеющихся карт (по ходу игры мы будем приобретать новые, кроме тех, которые были у нас в начале).
Игра хорошо идет на любое количество участников, долгие паузы не ощущаются за счет того, что сами действия довольно небольшие, к тому же временами затрагивают и других игроков. Зато большим количеством участников больше ощущается конкурентная борьба и теснота даже самой большой карты.
Notre Dame (2007, 3-5 участников)
Игра кризисная, с необычным модульным полем, разными путями развития, и при этом относительно короткая и несложная. Цель игрока (как и в большинстве евро-игр) набрать максимальное количество очков за те 18 ходов, которые он сделает за игру. Посылая своих «подопечных» в разные кварталы своей части города, выполняем соответствующее району действие, причем чем чаще мы пользуемся этим районом, тем лучше эффект. Но есть проблема, нам нужны разные действия, и вот тут суть игры — найти баланс между использованием районов: чтобы и слуги оставались, и денег хватало, и от чумы защититься, да еще и очков набрать побольше.
Несколько хороших семейных игр было перечислено в первой части, добавлю еще, но уже не столь конфликтных.
Ginkgopolis (2012, 2-5 участников)
Игра про строительство эко-города, причем не только вширь, но и вверх. Элегантная механика бонусов от построек ставит хорошую проблему выбора, какой район города строить, потому как надо учитывать бонус в игре или дополнительные очки в конце, стоимость постройки, причем и в ресурсах, и в деньгах, контроль районов, также дающий в конце дополнительные очки, а также, какие возможности получают соперники.
K2 (2010, 2-5 участников)
Альпинизм — нечастая тема настольных игр (впрочем, автор этой игры посвятил своему второму хобби все главные свои игры). Игра внешне похожая на «ходилку» на самом деле достаточно умная игра, в которой требуется и строить свою стратегию в руководстве своими альпинистами, и учитывать изменения, связанные с погодой, действиями других игроков и случайностью в выходе карт движения (не слишком большой, правда). Цель — довести две команды альпинистов как можно выше по горе Чогори (она же К2), но при этом заботясь, чтобы они выжили в пути, а чем выше заберешься, тем сложнее становится, дышать — нечем, идти- трудно, да еще и игра штрафует за слишком стремительные передвижения. Еще один плюс игры — настраиваемая сложность: есть два склона, посложнее и попроще, есть две колоды погоды: летняя и зимняя. Ну и прекрасное оформление, которое не даст вам забыть, что вы в горах.
Istanbul (2014, 2-5 участников)
Игра про нелегкую жизнь Стамбульских купцов. Как известно, «чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное,а у нас денег нет», именно в такой ситауции вы и оказываетесь, а конечная цель путем всех этих махинаций в разных кварталах Стамбула нужно добыть определенное количество рубинов, да к тому же раньше остальных. Здесь необходимо продумывать все на несколько ходов вперед, постоянно выбирать, что лучше, совершенствовать свои способности или уже собирать то, что нужно для получения очередного рубина, и когда, собственно, переходить от первого ко второму. Поле модульное и каждый раз раскладывается по-новому, так что выработать один план, подходящий для всех партий невозможно, каждый раз придется придумывать что-то новое.
Добавить комментарий