fbpx


Курс лекций Михаила Бударагина Литература не из учебника


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

liter

Школа учит нас тому, что литература – это мертвый груз, чемодан без ручки, который нести трудно, а не нести нельзя. Вот и тащим. Но большая литература нужна не для «культурного багажа», а для того, чтобы находить в ней ответы на самые актуальные вопросы дня сегодняшнего. Именно этим мы и будем заниматься: искать в наших сундуках и чемоданах все то, что в них было когда-то спрятано именно для нас.

Лектор:

Михаил Бударагин, журналист, филолог, преподаватель.

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

 

«Отцы и дети» Ивана Тургенева. Как воспитать человека, за которого не стыдно.

Самый известный роман Ивана Тургенева – это почти прямое руководство для родителей, воспитывающих юношей, обдумывающих житье. А самим юношам он поможет понять, что же не так с этими взрослыми. Всем будет полезно: отношения поколений не слишком изменились за столько-то лет – у каждого всегда другой виноват. Избежать этой вины – пожалуй, главное, что можно вынести из «Отцов и детей».

«Капитанская дочка» Александра Пушкина. Уроки настоящего ватника.

Пушкин, бывший и поэтом гражданского протеста, и сторонником государственности, оставил уникальный учебник о том, как быть настоящим патриотом. Что делать, если власть тебе не очень нравится, но и в революционеры не хочется? Куда податься? Можно ли вообще убежать от политики и чем это грозит?

 «Обломов» Ивана Гончарова. Как в России справляться с кризисом среднего возраста

На самом деле «Обломов» – это, конечно, книга о настоящем мужчине. Просто у него еще не было «Волги», гаража и хорошей компании. Но все приметы кризиса среднего возраста – вот они. Что делать нашей доброй коллективной Ольге со всем этим несчастьем? Как привлечь, удержать, накормить и остаться счастливой?

 «Бесы» Федора Достоевского. Русская революция, инструкция, подводные камни. 

Достоевский первым увидел всполохи нового мира, XX века и оставил подробное описание того, как раздувать пусть не мировой, но все-таки пожар. Все рецепты актуальны и по сей день: немного зла, много отчаянья и щепотку интеллигенции.

«Палата № 6» Антона Чехова. Попробуем быть хорошими людьми и не сойти с ума. 

Проблематика главных текстов Чехова проста: представьте, что вы сидите в офисе, потом идете пить пиво, и жизнь ваша вам надоела, как кислый крыжовник. А ведь вы еще ого-го, вы еще могли бы, да сил нет, жить неохота. Мотивация по-чеховски – что это такое и помогает ли она?

«Воскресенье» Льва Толстого. Русская контрреволюция. Как победить Бэтмена в неравном бою?

«Воскресенье» мало кто всерьез читал, это уже поздний Толстой, вечно живой пенсионер. Между тем, страна и мир стоят на пороге великих перемен, и Лев Николаевич теперь – вовсе не бунтарь, а главный консерватор, пусть и довольно буйный. Последний роман главного русского классика – готовый учебник о том, как не поменять в жизни почти ничего и навсегда проснуться другим человеком.

Николай Гоголь. Мертвые души. Где искать живые души?

Представим страну, где главным текстом стали бы «Выбранные места из переписки с друзьями», пусть будет альтернативная история в жанре православного дизельпанка. Что стало бы с этой страной в 1917-м году? Как она обустроилась бы бушующем XX веке, если бы Николай Гоголь дописал три тома «Мертвых душ»?

Александр Островский. Гроза. Прыгай, Катя, прыгай!

Права женщин на труд и голосование за кандидатов от партии у нас обеспечены, а права на счастье и покой — не очень. И как теперь с этим жить? Драма Островского посвящена вовсе не «лучу света» и даже не «темному царству», а главной драме нашей всеобщей эмансипации.

Максим Горький. На дне. Что нам делать со всей нашей жалостью? 

Вам жалко кошечек, собачек, бездомных? А себя вам жалко? А что вы делаете с этим? Скандальная пьеса Максима Горького – как раз о том, куда приводят мечты и сентиментальность, если вы живете в обществе развитого капитализма.

Леонид Андреев. Иуда Искариот. В какого Христа мы веруем?

Количество прихожан в церкви сегодня куда меньше, чем количество верующих, и это – очень наш, русский, парадокс: вера, густо замешанная на язычестве, йоге и гороскопах. Самый страшный текст Леонида Андреевна рассказывает о том, как выйти из этого тупика.

Михаил Салтыков-Щедрин. История одного города. Почему нас не возьмут в Европу?

Салтыков-Щедрин очень смешно написал о том, как у нас тут все устроено, но его производственный роман читают в школе, когда еще и деньги-то дают родители. Попробуем посмотреть взрослым взглядом на текст, который лучше иных объясняет наше коренное отличие от так называемого «просвещенного человечества».

Николай Некрасов. Кому на Руси жить хорошо? А кому плохо?

Школьная поэма о крестьянах трудно читается в современной России, где никак крестьян давно нет. Но великий текст Некрасова — не о пахарях, а о тех, у кого остаются вопросы к неизбывной русской жизни. В ней всем живется хорошо, и это очень плохо.

Александр Пушкин. Маленькие трагедии. Убей в себе Моцарта.

Самые сложные тексты Пушкина проходят так рано, что от них не остается вообще ничего. Даже «Евгению Онегину» повезло больше. «Маленькие трагедии» – великие зарисовки о взрослых людях и взрослых проблемах: деньги, зависть, страсть, смерть – обо всем этом и пойдет речь в лекции.

Иосиф Бродский. «Полторы комнаты». Кому принадлежит главный русский поэт? 

Ключевой литературный спор современности – о том, чей он — Иосиф Бродский, наш или не наш? Неожиданно поэт в России снова стал больше, чем поэтом, символом, знаменем, предметом полемики. На чью сторону встать? Как читать Бродского правильно? О чем он и чей он?

Александр Грибоедов. «Горе от ума». Как перестать быть таким серьезным?

Самая известная русская драма, написанная до Пушкина, до сих пор кажется очень актуальной. Но Чацкий не виноват в том, что с ним и с нами до сих пор происходит. Что это за горе такое — от ума и почему ничего плохого в этом нет? И, кстати, можно ли быть Молчалиным и не стесняться этого?

Александр Островский. «Бесприданница». Что делать, если ты, как писал Радзинский, «стоишь у ресторана»?

Вторая после «Грозы» по известности, пьеса Осторовского читается на одном дыхании и сегодня. Неравный брак, судьба женщины, невозможность объяснить, зачем мы любим и при чем тут вообще брак — обо всем этом и через столетие можно будет говорить так, чтобы быть услышанным.

Федор Достоевский. «Идиот» и другие идиоты. Как быть с ненормальными?

«Идиот» — очень предсказуемый роман о том, как трудно быть Христом в империи XIX века. Все в этом тексте в общих чертах понятно, кроме одного: что такое «норма» сегодня и что делать, если «идиот» — это ты? Со времен князя Мышкина изменилось многое, но главное осталось таким же.

Иван Бунин. «Темные аллеи»

Главная русская книга о любви написана так, чтобы все самое ценное было очень трудно найти. Россыпь рассказов о встречах и разлуках, бегстве и возвращении, тайне и простоте — с чего начать и как сделать так, чтобы все закончилось хорошо, даже если кажется, что финал может быть только темным, тяжелым, бунинским?

Шесть поэтов осени. Зачем нам стихи в 2015 году?

В России, как ни странно это прозвучит, есть поэты, которых еще не включили в школьные учебники. Просто они живые, ходят по тем же улицам, что и мы. И пишут о том, о чем каждый думает этой осенью. Кто они? Откуда? Кого из тех, кто станет нашей классикой, стоит прочесть уже сейчас?

Федор Сологуб.  «Мелкий бес». Как вернуть в школу учителя?

Один из последних романов XIX века, один из лучших образцов прозы символизма сегодня читается как пересказ блога об учителях. Система образования, а вовсе не Ардальон Передонов — главный герой романа Федора Сологуба. Что делать сегодня, когда, кажется, что надежды на возвращение учителя уже нет?

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита». Можно ли верить Воланду? 

Проблема одного из самых известных романов XX века состоит в том, что все в нем не очень убедительно, все слишком нарочито, все так, как и должно быть. Почему Булгаков, блестящий рассказчик и отличный драматург, взялся за историю Воланда и что на самом деле написано в этой книге?

Евгений Замятин, «Мы». Каков он — тоталитарный человек?

Антиутопия — специальный жанр, который родился под грохот пушек Первой Мировой, и прекрасно себя чувствует до сих пор. Иногда кажется, что все они — об одном и том же, но на самом деле — пусть немного, но о разном. О чем получилось рассказать у Евгения Замятина и зачем это читать сегодня?

Александр Блок, «Двенадцать». Куда идут революционные матросы?

Поэма Блока – переломный для русской литературы эпизод: здесь заканчивается старый мир, а новый еще не начат. И речь, конечно, уже не только об изящной словесности. Речь о том, что рано или поздно ждет нас всех. Так куда же они уходят?

Владимир Маяковский. Как писать о любви и советской власти?

Огромный, земшарный, громогласный Владимир Маяковский – один из самых тонких и умных любовных лириков, заброшенный в эпоху, когда нельзя было писать о чувствах. Почему стихи о флейте, красном паспорте и опожаренном песке и сегодня звучат так, как будто их писал наш современник?

Илья Ильф и Евгений Петров. «12 стульев». А если бы Остап нашел то, что искал?

Две экранизации сделали Остапа Бендера таким близким, как будто он сто лет был нашим соседом по лестничной клетке. Но сын турецкоподанного – герой совсем иного романа, фигура пушкинского масштаба. Почему мы любим этого жулика, совсем его не понимая и страстно не желая понять?

Владимир Дудинцев, «Белые одежды». Почему навсегда потерян космос и что потеряно вместе с ним?

Странный на первый взгляд текст об ученых, занимающихся скучным растениеводством и прикладной наукой, на поверку оказывается интригующим детективом, посвященным судьбе советской науки в частности и науки как таковой в целом. Что скрыто за всей этой возней с клубнями картофеля?

Юлиан Семенов. «Семнадцать мгновений весны». Кто такой Штирлиц?

Один из самых известных советских сериалов имел блистательную литературную основу: роман Юлиана Семенова не сводится к фильму, потому что вся серия о советском разведчике Максиме Исаеве – отдельный феномен. Что скрывает непроницаемый Штирлиц? Почему он все еще с нами?

Владимир Набоков. Лолита. Что делать, если ты уже не Ло?

Переоценить влияние «Лолиты» трудно. Еще труднее увидеть в пошлой истории о старом сластолюбце – не трагедию и не комедию, не порнографию и не мораль, а начало большого этапа в общественном развитии. Куда привела западный мир «Лолита» и почему от этого текста так трудно отказаться?

Аркадий и Борис Стругацкие. Град обреченный. Обречен ли наш град?

Весь XX век над человеком ставились – и всегда безуспешно – самые изощренные эксперименты. Роман братьев Стругацких посвящен анализу самой механики экспериментирования – в настоящем, прошлом и будущем. Именно из этого текста можно узнать о том, какие именно опыты на нас поставят уже завтра.

===

Лектор:

budaragin

Михаил Бударагин, журналист, филолог, преподаватель.

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

Можно оплатить заранее —
[rk_button sku=»0905151930″ description=»Литература не из учебника» price=»400″]

или записаться и оплатить на месте

Подпишитесь на нашу рассылку

 


Комментарии

Анастасия

Доброе время суток!Как записаться на лекцию «Владимир Маяковский. Как писать о любви и советской власти?»

Ответить

Пунктум

Здравствуйте, Анастасия!
Можно записаться при помощи формы на этой странице ниже или по телефону нашего Культурного центра: 8 910 478 65 54.
Или можно просто прийти на лекцию 18 ноября, как правило, свободные места еще остаются.
Будем рады вас видеть на наших занятиях!

Ответить

Добавить комментарий для Анастасия Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*