1.
Современное оригами – искусство предельно социальное. Можно жить в лесной хижине, писать картины, играть на губной гармошке и чувствовать себя превосходно, но настоящему оригамисту приходится постоянно следить за тем, что происходит в мире, и бежать со всех ног, чтобы хотя бы оставаться на месте – потому что наше искусство еще и самое молодое. Мы живем в золотой век оригами, и на наших глазах возникают новые течения, которые еще поколение назад нельзя было даже представить.
Именно поэтому, став оригамистом только в конце 90-х, я не пропустил ничего важного. Профессионального оригами в России тогда еще не было, книги попадались изредка и были по нынешним меркам чудовищны. Собственно, хороших книг у нас и сейчас почти нет, но теперь это уже не важно: к середине 2000-х мы вышли в интернет и остались в нем навсегда. Интернет не только удовлетворил извечную тягу оригамистов сбиваться в стаи, чтобы обмениваться идеями и хвастаться шедеврами, – он вдобавок убрал границы, расстояния и часовые пояса. Более того, нынешнее оригами вообще невозможно представить без интернета.
2.
Дождливой осенью 2008 года участники форума www.oriart.ru, на котором родилось и выросло русское оригами, впервые вышли в холодный оффлайн, создав творческую группу Ориарт. Группа изначально стремилась к грандиозной, наивной и неосуществимой цели: разрушить стереотипы, объяснить всем, что мы занимаемся современным искусством, а не декоративно-прикладным рукоделием, – словом, сразу изменить всю парадигму. Оказавшись самым буйным и неуправляемым среди московских оригамистов, я возглавил Ориарт и организовал пять выставок и множество мастер-классов. Каждую выставку проводили с размахом, демонстрируя десятки доселе невиданных в нашей стране моделей, однако мир не спешил меняться и рушиться.
Исчерпав энергию, группа распалась в 2012 году, после чего одни участники вернулись к собственному творчеству, а другие оставили оригами.
3.
На нынешней выставке я впервые показываю нечто совершенно иное. Эти работы так же непривычны для меня, как и для зрителя.
В последние десятилетия главным трендом в оригами был гиперреализм. Современные модели могут достигать невероятной сложности, потому что для их проектирования применяют специальные программы и детально проработанную математическую теорию, а финальная обработка длится часами и зачастую превращает бумагу в подобие скульптуры. Восхищаясь византийским великолепием мейнстрима и осваивая его методы, я в то же время все больше ощущал, что стройные, гротескные и угловатые геометрические формы привлекают меня сильнее, чем вылепленные натуралистичные модели.
И только в этом году я окончательно ушел от классики, которой занимался всю жизнь, в новую и затягивающую область абстрактного геометрического оригами. Европейские коллеги, хорошо знакомые с этим направлением, утверждают, что обратной дороги нет, и я склонен им верить. За одно только лето появилось около пятнадцати собственных моделей, а на чужие уже просто не хватает времени…
Модели выставляются впервые.
Ярослав Терехов
Добавить комментарий