fbpx


курс Бориса Подороги «Шпенглер и философия жизни»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

shpengler1

Освальд Шпенглер – это выдающийся представитель западной мысли, находящийся на пересечении направлений философии жизни, историософии и философии политики. Форма этого сочетания оказалась столь необычной, что сделала Шпенглера малопонятным для современников, охотно признавших величину его таланта, но резко отвергнувших его идеи. «Мечтатель», «фантазер», «дилетант» – подобные отзывы свидетельствуют о том, что его творчество так и не было признано в «научных» кругах. Непрерывно публикуемые с конца 20-х годов прошлого века работы о причудливом отшельнике из Швабинга, отбрасывают на него тень «духовного отца» национал-социализма, скрупулезно прослеживая внешнюю сторону его биографии, изобилующей неожиданными метафизическими предпочтениями. Действительно, что это за странный философ, высказывающий в период восхождения расово-мистических взглядов идею того, что культура есть живой организм, существующий тысячу лет, для которого история есть лишь греза о себе самом? И почему следует ждать  прихода в мир «фаланги героев», столь же неизбежного как наступление осени или зимы? Это лишь одни из немногих вопросов, ответ на которые требует глубокой и внимательной реконструкции творчества Шпенглера, пестрящего отсылками к таким необычным фигурам как Иоганн Вольфганг Гёте, Анри Бергсон, Георг Зиммель, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр, Людвиг Клагес.

 

1. Deux ex naturae — 15 ноября в 19-30

Для Шпенглера витально-смысловое средоточие мира – это Солнце. Солнце – всеобъемлющий образ всего феноменального целого универсума. Оно не просто ассоциируется с жизнью, оно всегда есть более чем жизнь. Солнце символизирует основополагающую черту жизни –избыточность, как физическую так и духовную, устремленную как в бесконечность времени, так и в беспредельность пространства. Растения растут и расцветают, животные поедают друг друга и размножаются и, наконец, человек совершает выдающиеся исторические деяния и утверждает могущество разума, продолжая изначальный жизненный порывом (Lebensdrang) – безвозмездную трату солнцем собственной энергии. В лекции будет прокомментирован поздний метафизический труд Шпенглера «Urfragen» (Первовопросы), где дан общий набросок солярного первообраза. Также – эквивалентные Шпенглеру соображения К. Юнга о Солнце как о древнейшем и наиболее «естественном» божестве, размышления А. Бергсона о «первичном жизненном импульсе» (élan originel), теория трансцендентности жизни Г. Зиммеля и понятие «траты» Жоржа Батая.

 

2. Морфологический взгляд — 22 ноября в 19-30

Освальд Шпенглер известен морфологическим подходом к философии истории. Шпенглер заимствует у Гёте науку морфологию – искусство наблюдать и описывать преходящие органические формы. Морфология – это учение, с помощью которого активируется так называемое «духовное око», позволяющее видеть вещь во всей целостности ее метафизического (виртуального) бытия. Для Гёте морфология была инструментом познания природы: он описывал метаморфоз растения в качестве динамического единства, в основе которого лежит первообраз (проторастение) сходный с  платоновской идеей. Будет разобрано понятие гештальта (Gestalt), обладающее для Шпенглера абсолютной познавательной ценностью, проведена аналогия, связанная с разработкой «органической феноменологии» последователем Шпенглера, философом-антропологом Хельмутом Плеснером, определено понятие «культуры», проанализировано установленная Шпенглером оппозиция исторического и систематического воззрений и отношение двух наиболее важных параметров интуитивного мировосприятия – бодрствования и существования.

 shpengler

3. La via politique — 29 ноября в 19-30

«Философ – только тот, чьи рассуждения обладают практической значимостью» – Шпенглер не устает повторять это высказывание, приводя в пример Лейбница, который был государственным деятелем «высшего уровня». Вышедшая вскоре после публикации первого тома «Заката Европы» книга под названием «Пруссачество и социализм» вдохновила философско-идеологическое движение «консервативной революции», куда входили такие известные писатели и публицисты как братья Юнгеры, Эрнст Никиш, Мёллер ван дер Брук и др. Все живое – политично, не об этом ли свидетельствует непрерывная борьба, наблюдающаяся уже в мире микроорганизмов? Политика становится квинтэссенцией жизни и истории. Высшее проявление жизни – культура – оказывается тем, что всегда находится в форме (Verfassung) государства, являясь единством экономического и политического аспектов. Культура есть внутри себя «хозяйственное целое», где существуют цели сохранения рода, питания, быта, которая охраняется сферой политического, обслуживающую культуру таким образом, что она должна все время проявлять агрессивность и  участвовать в войнах. Здесь появляется фигура вождя и государственного деятеля, являющегося образцом для подражания, олицетворяемая творческим меньшинством, очаровывающим и ведущим за собой инертное большинство. Мы попытаемся прокомментировать идеологические проявления шпенглеровского мировоззрения, связанные с идеей возрождения Германии и его латентную связь с идеями национал социализма, а также попытаемся осмыслить образа творческого мимесиса, получающий развитие у  ученика Шпенглера – Арнольда Тойнби. 

Лектор — Борис Подорога, историк философии, преподаватель.

Стоимость — 300р. за одну лекцию

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*