«Libido» есть основополагающий образ творчества Зигмунда Фрейда, который не исчерпывается врачебной практикой, имея еще и литературные, биографические и философские выражения. Стоит попытаться взглянуть на него не с точки зрения терапевтической практики, а с позиции тех возможностей, которые оно обретает в контексте истории идей. Приблизиться к пониманию «libido» можно, учитывая предпосылки выработанные современной философией (базовые антропологические понятия: «жизнь», «воля», «смерть», «душа», «память», «разум», «другой», тесно связанные с наработками Шопенгауэра, Ницше, Макса Шелера, Гегеля, Хайдеггера, Лакана, Фуко, и т.д.) Итак, следует выделить три уровня репрезентации понятия libido:
1. Проблема влечения. 11 октября в 19-30.
Для Фрейда libido – это влечение, которое может быть представлено в жидкостно-энергетических образах («поток», «течение», «высвобождение» и т.д.). Теоретически оно проявляется на трех уровнях: динамическом, топическом и экономическом. Динамика определяется взаимодействием сил, пронизывающих человеческую психику: libido как давление сферы бессознательного на сферу сознания. Топика есть пространственная локализация влечения, связанная со строением психического аппарата (Оно, Я, Сверх-Я). Экономический образ соотносится с количественным разграничением либидозных устремлений: чувство, испытываемое индивидом (скорбь, меланхолия, страх) рассматривается как «квант аффекта» (единое состояние, в определенном ключе распределяющее нагрузку на психику).
2. Эрос и танатос. 18 октября в 19-30.
В поздних работах Фрейд попытался обобщить свои размышления о libido в рамках целостной дуалистической концепции Эроса и Танатоса. Она обладает статусом основного закона существования культурного человечества, пребывая в созвучии с тем, что в античности называли «дружбой» и «враждой». Дружба есть стремление к эмоциональной связи между людьми, тогда как вражда – стремление к ее разрушению (отчуждение, неприязнь, ненависть). Эти влечения присущи жизни как таковой; записанный ней код развития уравновешивается возможностью уничтожения, активируемой возникновением необходимости в радикальном обновлении. В лекции пойдет речь о ведущих формах, указанной противоположности: 1) отношение принципа реальности и принципа удовольствия 2) различие и тождество «связанной» и «свободной» энергии влечения 3) соотношение логики Природы и логики Культуры.
3. Идея желания. 25 октября в 19-30.
Идея влечения у Фрейда неотделима от понятия желания. Желание есть сформулированное влечение, получившее четкие координаты. Желание воспроизводится в сновидениях, где преходящий образ совпадает со специфическим следом, оставленным в памяти предшествующим опытом удовлетворения. Желание – это не потребность (подобно голоду), а связующее звено между первичным удовольствием и объектами окружающего мира. Будут рассмотрены четыре «переменные» желания: 1) знак (мнесический след) и его роль в галлюцинаторном преобразовании действительности 3) невроз и травма 4) критика Фрейда Лаканом, переопределившим желания в качестве «трещины», образующейся между потребностью и запросом.
Лектор — Борис Подорога, историк философии, преподаватель.
Стоимость — 300р. за одно занятие.
Добавить комментарий