Авторский курс лекций от Юлии Стракович
Лекция 1. Как продают музыку:
музыкальная индустрия в XX и XXI веке
(вводная лекция)
Ни для кого не секрет – музыкальный мир переживает сегодня невероятную драму. Поведение слушателей, законы музыкального рынка, базовые устои гигантской индустрии – цифровая революция поставила с ног на голову буквально все. Неопределенность нового положения пугает, страсти кипят. Что ж, время радикальных перемен – это время вопросов. И удачный момент, чтоб ответить хотя бы на некоторые из них, совершив экскурс в историю музыкальной купли-продажи.
Как продавали музыку на самых разных этапах? В чем корни небывалого роста музыкального рынка в XX веке? Как технологии – от пианолы и фонографа до смартфонов и файлообменных сетей меняли музыкальный ландшафт? Почему индустриальная эпоха породила масс-маркет с его диктатом хитов и звезд, и что в информационном обществе идет ему на смену? Можно ли по-прежнему продавать музыку в XXI веке? И от кого в конечном итоге зависит будущее музыкальной экономики?
Как продают музыку:
музыкальная индустрия в XX и XXI веке
(курс лекций)
Цифровые бури расшатали музыкальное здание. Весь его экономический фундамент, так долго служивший основой благополучия, похоже, оказался не в силах противостоять атаке mp3-файлов и пирингового обмена. Будущее музыкальной экономики (а, может, и самой музыки) под большим вопросом? Значит – настала пора оглянуться назад и совершить небольшое, но поучительное путешествие от истоков музыкальной индустрии, через ее расцвет – к нынешнему упадку. И, быть может, даже попробовать немного заглянуть за горизонт…
Лекция 2.
Становление музыкального рынка: истоки, прорыв ХХ века и рождение индустрии
Как, когда и зачем создавался музыкальный рынок? Каким он был, и кто стоял у его истоков? Что особенного принес в него XX век? Что такое «музиндустрия» и какую роль сыграли в ее становлении технологии? Как музыкальная жизнь оказалась во власти глобальных корпораций? Существовала ли альтернатива индустриализации музыки – и чем она обернулась на деле?
Лекция 3.
Зрелая индустрия: законы, нормы и негласные правила
Когда индустрия достигал своего расцвета? Какая экономическая политика к этому привела? Что скрывалось за фасадом процветания? Авторское право и его отношения с авторами. Система контрактов, гонораров и логика финансового распределения. Дистрибьюторские и информационные сети как фундамент культурной олигополии.
Лекция 4.
Вступая в XXI век: цифровая революция и крах индустрии
Что такое цифровая революция в музыкальной культуре? Как и главное – почему – она привела к обвалу музыкального рынка? Как кризис связан с технологиями, а как – с политикой музыкальных корпораций в XX веке? Каковы новые стратегии корпораций во времена цифрового бума? Действительно ли индустрия умирает, и если нет – какой предстоит ей стать?
Лекция 5.
После индустрии: новая музыка и новая экономика
Что, если не индустрия? Существует ли альтернатива рухнувшему музыкальному рынку? Что такое экономика дара и действительно ли она способна работать в цифровой стихии? Спасет ли краудфандинг музыкальный мир? В чем основной ресурс музыкальной экономики и кому на самом деле принадлежит завтра?
Лекция 6. Как мы находим музыку:
от архаики до цифровых рекомендательных систем
Когда-то давным-давно у человека был единственный способ привнести музыку в свою жизнь – услышать ее внутри себя и извлечь на свет самому. С тех пор утекло много воды: люди разделились на артистов и слушателей, музыкальный мир стал обширным, сложным, разнообразным, и в нем в полный рост встал вопрос: как музыканту найти свою публику? И как публике найти ту музыку, что ей нужна?
Как же решался он на разных этапах? Что происходило во времена локальных культур? Что изменила глобализация и рождение музыкального масс-маркета? Какой перелом произошел в цифровую эпоху с ее свободой выбора и «нишевизацией» культуры? Что такой «парадокс выбора» Барри Шварца, и как он проявляет себя в музыкальной вселенной? Как работают цифровые рекомендательные системы? Что такое «формула вкуса» и действительно ли ее можно вывести? Что такое коллаборативная фильтрация и права ли «мудрость толпы»? Как расшифровывают музыкальный геном и создают интерактивные музыкальные карты? Есть ли будущее у профессиональных советчиков и экспертов? И действительно ли нам грозит погрязнуть в информационном хаосе?
Лекция 7. Как мы слушаем музыку:
от традиционных обществ к поколению iPod-a
Всем известно, что такое музыка. Всем понятно, для чего она предназначена – конечно же, чтобы слушать. Есть только небольшое но: на деле под «слушанием» в разные времена понимались процессы, удивительно непохожие друг на друга. Даже прямо сейчас – у нас на глазах – происходит чудесная метаморфоза: то, как обращается с музыкой сегодняшнее цифровое поколение, совсем не похоже на подход их родителей, еще недавно бывший неоспоримой нормой.
Так что же такое — слушать музыку? В попытке найти ответ попробуем совершить небольшой экскурс в историю вопроса…
Какое место занимала музыка в традиционной культуре? Как поступали с ней в дворцах феодалов и придворных театрах? Что такое «золотой стандарт» и культура концертного зала, когда они появились на свет? Как складывалась судьба прикладной и фоновой музыки? Как меняли представление людей о том, что значит «слушать», технологии? Что такое регресс слушания, провозглашенный критиками-интеллектуалами в XX веке, – и не фантом ли он? Что принесла с собой цифровая революция? Какую шутку незаметно сыграли с нами новые каналы информационного потребления, и какие последствия имела она для музыкального восприятия?
Лекции по понедельникам в 19-30.
Первое занятие — 21 октября.
Курс из 7 лекций (вводная+6 основных) — 3200р. оплата на первом занятии.
Оплата за одно занятие — 500р. (можно сначала прийти на вводную лекцию, а потом оплатить весь курс)
Преподаватель — Юлия Стракович — социолог музыки, кандидат культурологии, исследователь и практик музыкальной культуры.
Добавить комментарий