Цикл лекций предполагает знакомство с персоналиями и изучение основных направлений развития искусства первой половины ХХ века: экспрессионизма, дадаизма, кубизма, сюрреализма и др. Цикл включает 8 лекционных занятий, направленных на систематизацию знаний по указанным направлениям и формирование понимания проблемы развития искусства XX века.
Лекция № 1 А. Матисс. Фовизм. 11 сентября в 19-30.
От французского les fauves – дикие (звери) – фовизм представляет собой локальное направление в живописи начала ХХ века. В лекции, прежде всего, мы будем связывать фовизм с А. Матиссом. Мастера этого течения определили свое искусство как эстетический протест против художественной традиции XIX века.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Постимпрессионизм как источник новых стилей.
2. Проблема эволюция стиля. Анри Матисс: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
3. Другие представители фовизма.
Лекция № 2 Э. Мунк. Экспрессионизм. 18 сентября в 19-30.
В настоящее время экспрессионизм рассматривается как наиболее влиятельное художественное течение, сформировавшееся преимущественно на немецкой и австрийской почве. Экспрессионизм возник как отклик на острый социальный кризис первой четверти XX века; это было искусство духовного отчаяния и бунтарства. Признанными мастерами в период развития экспрессионизма являются Э. Мунк, А. Модильяни, Э. Шиле и другие.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Протоэкспрессионизм.
2. Проблема индивидуализации трактовки художественных средств.
3. Представители двух этапов развития экспрессионизма.
Лекция № 3. П. Пикассо. Кубизм. 25 сентября в 19-30.
Сложное художественное явление, возникшее во Франции, связанное с блестящим мастером Пабло Пикассо – кубизм характеризуется преобладанием кубоподобных форм, острых граней и в полной мере представляет собой художественную революцию.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Пабло Пикассо. Зарождение и расцвет кубизма.
2. Фазы кубизма. Особенности художественных средств.
3. Осмысление кубизма: теория, анализ, эстетическая концепция.
Лекция № 4 К. Малевич. Футуризм. 2 октября в 19-30.
Футуризм (от лат. futurum – будущее) как течение авангардного искусства представляет собой совмещение движения, цвета, энергии, провозглашающее триумф разрушения. Этот отказ от традиционного метода, прежде всего, проявился в России и Италии.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Школы футуризма.
2. Основные приемы и методы.
3. Представители футуризма.
Лекция № 5 В. Кандинский. Абстракционизм. 23 октября в 19-30.
Нонфигуративное искусство представляет собой ряд направлений в искусстве, использующий живописно-пластические знаки, заменившие непосредственное воспроизведение натуры. Картины абстракционизма не выражают социальных задач изобразительного искусства – это феномен «искусства для искусства», «очищение формы от реальности».
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Абстракционизм как наиболее крайняя школа модернизма
1. Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского.
2. Проблема адаптации искусства.
3. Супрематизм, неопластицизм и освобождение от внехудожественного.
Лекция № 6 М. Дюшан. Дадаизм. 30 октября в 19-30.
Dadaisme, dada – в переводе с французского языка означает «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле – бессвязный детский лепет – дадаизм представляет собой модернистское течение, культивирующее тотальное отрицание любых традиций искусства, ценностей, идеалов, морали.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Контркультура. Проблема альтернативной культуры.
2. М. Дюшан. Представители дадаизма.
3. Ready made объекты.
Лекция №7 Р. Магритт и С. Дали. Сюрреализм. 6 ноября в 19-30
«Любовь, красота, бунт» – три слова, ставшие лозунгом развития сюрреализма. Это течение, возникшее в 20-х годах XX века, характеризуется противоречивостью, фантастикой абсурда и алогизмом форм. Отдельное место в становлении сюрреализма сыграла метафизическая школа.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Иллюзионистическое начало; введение образа «манекенов».
2. Концепция сюрреализма. Манифест А. Бретона.
3. Сюрреализм и психоанализ.
4. Основные техники и выставочные практики представителей сюрреализма
Лекция № 8 Э. Паолоцци. Поп-арт. 13 ноября в 19-30.
Поп-арт представляет собой направление в искусстве развившееся в качестве реакции на абстрактный экспрессионизм. Поп-арт характерен для Великобритании, США и ряда других западных стран. Особенность этого направления в том, что источников вдохновения становятся массовая культура, реклама, иллюстрированные журналы. Лучшая формула поп-арта была высказана Э. Уорхолом:
Самое прекрасное в Токио — Макдональдс.
Самое прекрасное в Стокгольме — Макдональдс.
Самое прекрасное во Флоренции — Макдональдс.
В Москве и в Пекине пока нет ничего прекрасного.
1975 год
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. «Поп-арт» как искусство вне искусства. 1950-е годы.
2. Предмет искусства. Представители. Группа «Независимых»
3. «Авангард и китч»
————
Лектор — Ольга Романова (Полякова)
Стоимость посещения одной лекции — 300р.
Добавить комментарий