«Я делаю упор на современное кино, тот самый «артстрим». Некоторые, как фильм Рёфна, задают фестивальную моду, некоторые, как «Охота» и «Елена», пытаются описывать времена-нравы, все они относятся к современности в широком смысле. «Нечто» Карпентера вспомнился всем после недавнего очень плохого приквела, а про Лектер вернулся на экраны в этом году — вышел сериал. Так или иначе, всё, что я предлагаю или планирую предлагать — это фильмы, которые в разных смыслах конструируют культуру кино настоящего, но до зрителя не всегда доходят.»
Маргарита Вирова
1. «Охота» (Jagten), Дания, 2012, реж. Томас Винтерберг. 7 сентября в 19-00.
Современное кино всё чаще и громче пытается говорить на острые социальные темы: что такое общество и как с ним бороться? На этой встрече мы обсудим то, как этот разговор ведётся в кинематографе художественном, на примере фильма Томаса Винтерберга «Охота».
По случайному наговору маленькой дочки лучшего друга главный герой Лукас обвинён в педофилии, и в тихих декорациях провинциальной Дании разворачивается настоящая трагедия. Фильм об одной сломанной жизни – триумфальное возвращение автора «Торжества», первого (и, по мнению многих, лучшего) фильма «Догмы-95».
2. «Драйв» (Drive), США, 2011, реж. Николас Виндинг Рефн. 14 сентября в 19-00.
Главным героем современной культуры становится аноним, отсутствие героя. Эту проблему мы постараемся обсудить после просмотра фильма каннского любимчика позапрошлого года, синефила и дальтоника Николаса Виндинга Рёфна.
Безымянный персонаж Райана Гослинга днём мирно подрабатывает каскадёром и автомехаником, а ночью лихо и аккуратно развозит преступников с мест преступления. Он испытывает симпатию к соседке (Кэри Маллиган), ожидающей возвращения из тюрьмы несимпатичного мужа, а потом периодически устраивает на экране расчленёнку в лучших традициях азиатского кино. Кто же такой, чёрт возьми, этот молчаливый Водитель?
3. «Генсбур. Любовь хулигана» (Gainsbourg, vie héroïque), Франция, 2010, реж. Жоанн Сфарр. 21 сентября в 19-00.
Жанр «байопик» давно застыл под прочной коркой разнообразных клише, но мы слишком давно и крепко к нему привыкли, чтобы обращать внимание на щедрое разбавление горстки фактов так необходимой кинематографу иллюзией. После просмотра фильма мы попробуем разобраться, как же всё-таки делается кинобиография и почему фантазия в кино порой достовернее самой выверенной истории.
Фильм – вымышленная биография французского композитора, поэта, актёра, режиссёра, певца и на фортепиано игреца Сержа Генсбура. Генсбур в кадре соседствует со своими анимационными альтер-эго, драма превращается в комедию, комедия – в мюзикл и обратно. Основное занятие режиссёра Жоанна Сфарра – комиксы – оказало существенное влияние на строение фильма.
4. «Тринадцать» (13 Tzameti), Франция, 2005, реж. Гела Баблуани. 28 сентября в 19-00.
Несмотря на то, что слово «нуар» как обозначение стиля эпохи относится к вполне конкретному периоду американской культуры, мы не перестаём его слышать в последние годы – часто с приставкой «нео». О вечном возвращении яркой и таинственной эстетики нуара в кино мы и поговорим на этой встрече, посмотрев фильм Гелы Баблуани «Тринадцать», обойдя стороной плохой голливудский ремейк.
Кровельщик Себастьян волей случая попадает из рутины эмигрантской жизни в жутковатую детективную историю: он становится участником игры, напоминающей небезызвестную «русскую рулетку»: 13 человек, попавших в таинственное заведение для богачей, играют до последнего выжившего.
5. «Крик 4» (Scream 4), США, 2011, реж. Уэс Крейвен. 5 октября в 19-00
Аннотация: Очередной сиквел легендарного «Крика», фильма, подводящего итоги многолетней истории слэшера. Речь на этот пойдёт о ремейках: в годовщину резни в Вудсборо кровавые события повторяются с участием других персонажей. Но теперь, чтобы выжить, действовать надо не по правилам фильма ужасов, а по правилам ремейка на фильм ужасов, ставшего в последние годы чуть ли не самостоятельным жанром.
6. «Хижина в лесу» (The Cabin in the Woods), США, 2011, реж. Дрю Годдард 12 октября в 19-00
Слэшер – яркий пример жанра, вырвавшегося в своё время из категории эксплуатационного кино и ставшего на крайне интересный и самостоятельный путь развития. Мы постараемся заглянуть внутрь этого отлаженного организма, понять, почему он по сей день так популярен и обсудить, как фильм с маньяками, кровью и летящими в разные стороны конечностями может стать своеобразным сеансом психотерапии для зрителя.
Традиционное начало слэшера: пятеро молодых людей едут к чёрту на кулички, чтобы хорошо провести время, и попадают в ожидаемую бойню. Но всё закончится так, как вы даже не могли предполагать. Ещё один фильм, раскрывающий механику успешного жанра, только на этот раз – до конца.
Тема для обсуждения: Никогда не спите, дети: слэшер как терапия.
7. «Железная хватка» США, 2010. 19 октября в 19-00
Вестерн – уникальный киножанр, уже хотя бы потому, что является одним из немногих жанров с глубоко национальной историей. На этой встрече мы обсудим, как же поживает вестерн в наше время, а кроме того – зачем снимаются ремейки. Один из последних фильмов братьев Коэн – как ремейк классического вестерна с тем же названием, которое в нашей стране переводилось как «Настоящее мужество». История мести четырнадцатилетней Мэтти Росс, колесящей по стране в компании колоритного федерала (Джефф Бриджесс) и нелепого техасского рейнджера (Мэтт Дэймон) в поисках убийцы отца.
Тема для обсуждения: Повтори ещё раз: традиция ремейка в американском массовом кино.
8. «Нечто» (The Thing), США, 1982, реж. Джон Карпентер. 26 октября в 19-00
Этот фильм, снискавший в своё время большую зрительскую симпатию, с одной стороны, вышел на волне популярности разнообразных фантастических кинолент , а с другой – является крепким авторским произведением известного режиссера Джона Карпентера. После просмотра мы углубимся в механизмы создания напряжения, опасности и паранойи в американском кино. «Нечто» – ремейк довольно известного в 50-х годах фильма «Нечто из иного мира». Антарктида, американская исследовательская станция. Команда полярников во главе с бородатым МакРиди (Курт Рассел) сталкивается с инопланетным существом, способным мимикрировать в свою жертву. Нечто, не имеющее имени, разрушает совместное существование отрезанных от большого мира учёных.
Тема для обсуждения: Безымянная угроза: паранойя, созидающая Другого.
9. «Забавные игры» (Funny Games U.S.), США, 2007, реж. Михаэль Ханеке
Аннотация: Авторемейк Михаэля Ханеке на один из главных фильмов эпохи постмодерна. Типичная семья едет в типичный дом на озере на свои типичные выходные. В гости к ним приходят милые подростки в белых одеждах, чтобы поиграть в забавные игры, ставка в которых – жизнь.
Тема для обсуждения: Принцип игры в кино и игра как жизнь.
10. «Елена», Россия, 2011, реж. Андрей Звягинцв
Аннотация: Третий, наиболее приземлённый фильм Звягинцева – «кинодрама о классовом расслоении в современной Москве», как заботливо сообщает нам Википедия. Бывшая медсестра Елена (Надежда Маркина) живёт на два дома. Один из них – большая квартира в центре города, старый муж и овсянка по утрам. Второй – узнаваемый район Бирюлёво, взрослый сын с разрастающейся семьёй и жизнь на грани бедности. Хрупкая стабильность начинает расшатываться, и Елене необходимо сделать выбор, совершив жертву в пользу чего-то одного. Фильм о том, с какой лёгкостью архетип побеждает социальную справедливость.
Тема для обсуждения: Миф против материи.
11. «Красный Дракон» (Red Dragon), США, 2002, реж. Бретт Раттнер
Аннотация: Третий фильм знаменитой эпопеи о Ганнибале Лектере. Спецагент-эмпат Уилл Грэм обращается к пойманному им убийце-эстету, чтобы расследовать очередную серию жестоких убийств.
Тема для обсуждения: Маньяк как Сверхчеловек: почему мы их так любим.
Лектор: Маргарита Вирова – киновед, историк кино, мастерская Л. А. Зайцевой во ВГИКе.
Стоимость посещения — 300р.
Добавить комментарий