Цикл просмотров посвящен индивидуальной и культурной памяти, их взаимопроникновению. Вспомнить — значит заново создать рассказ о прошлом, ткань которого состоит из бечисленного переплетения наративов. Все фильмы этой серии так или иначе ставят проблему опозиций воспоминания и забвения, индивидуального сознания и социаальной детерменированности… и конечно роли культурного текста и кода — метапамяти — в процессе обретения самоидентичности.
1. Ален Рене «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) — 23 августа в 19-00
Фильм, провозглашенный изысканным эстетическим блюдом для любого киногурмана. Великий мастер создания лабиринтов смысла Роб-Грийе в качестве сценариста и Ален Рене, автор строгих и стильных кинокартин, создают странный поток кинообразов вокруг неясного сюжета, навеянного южноамериканской литературой и техномифологией кино как такового. Несуществующий курорт, обрывки разговоров, чьи-то воспоминания больше похожие на сны… Тихие желания, выравненные аллеями парка страсти, буржуазная клаустрофобическая замкнутость, детективная «черная дыра» — зияние вопроса без ответа… Все это выстраивается в последовательно разворачивающуюся картину непоследовательных событий.
Это кино о кино — инструменте забвения на службе у вечности.
2. Кристофер Нолан. «Помни» (2000г) — 27 сентября в 19-00
Бесконечная погоня за собственной тенью — странный синдром антероградной амнезии главного героя и его лихорадочная борьба за свое прошлое вопреки всему. Как запомнить, если помнить невозможно? И логичное продолжение этого вопроса — какие формы может принимать память? Тело — единственный носитель информации, которому можно доверять. Бумага, пленка, фото — все обман. До Бэтмана и других блокбастеров, Кристофер Нолан начинал как многообещающий создатель авторского кино. «Мементо» — один из его ранних экспериментов, одобренный венецианскими критиками.
Итак, мы попытаемся понять, как внутренняя психологическая память превращается в знаки? И могут ли эти знаки помочь вспомнить?
3. Ари Фольман «Вальс с Баширом» (2008) — 18 октября в 19-00
Внутренняя топография памяти главного героя разворачивается в цепь событий, связанных с Ливанской войной 1982 года и массовым убийством палестинцев в двух районах Бейрута — Сабра и Шатила. Герой пытается восстановить события двадцатилетней давности, для чего ищет своих сослуживцев тех лет, но все они с трудом могут ему помочь. Воспоминания потеряли практически все участники военных действий тех лет. Почему?
Мартин Скорсезе. Остров проклятых (2009). — 15 ноября в 19-00
Атмосферный и жутковатый триллер Мартина Скорсезе поставит перед нами, наверное, самую основную психологическую проблему: так ли необходимо помнить? Сходим ли мы с ума, если пытаемся изменить прошлое силами воображения или, наоборот, мы настолько глупы, что пытаемся удержать в себе боль воспоминаний? Не является ли способность забывать единственным способом выживания в мире, где так много зла, насилия и безумия?
—-
Стоимость посещения — 300р.
Лектор: Дарья Дмитриева
Добавить комментарий