Цикл лекций предполагает изучение основных направлений развития искусства первой половины ХХ века: экспрессионизма, дадаизма, кубизма, сюрреализма и др.
Цикл включает 8 лекционных занятий, направленных на систематизацию знаний по указанным направлениям и формирование понимания проблемы развития искусства XX века.

Лекция № 1 Фовизм. Эстетическая составляющая истоков авангарда. 27 июня в 19-30

avangard3

От французского les fauves – дикие (звери) – фовизм представляет собой локальное направление в живописи начала ХХ века, связанное с такими именами как А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо и другими. Именно они определили свое искусство как эстетический протест против художественной традиции XIX века.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Корни авангарда: проблема перехода от традиционного искусства к эпохе авангарда.
2. Постимпрессионизм как источник новых стилей.
3. Проблема эволюция стиля. Анри Матисс: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
4. Представители фовизма.
Лекция № 2 Два этапа развития экспрессионизма.  4 июля в 19-30

shile

В настоящее время экспрессионизм рассматривается как наиболее влиятельное художественное течение, сформировавшееся преимущественно на немецкой и австрийской почве. Экспрессионизм возник как отклик на острый социальный кризис первой четверти XX века; это было искусство духовного отчаяния и бунтарства. Признанными мастерами в период развития экспрессионизма являются Э. Мунк, А. Модильяни, Э. Шиле, М. Бекман и другие.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Протоэкспрессионизм.
2. Проблема индивидуализации трактовки художественных средств.
3. Теория В. Воррингера.
4. Представители двух этапов развития экспрессионизма.
Лекция № 3 Кубизм: сезанновский, аналитический, синтетический.  11 июля в 19-30

avangard1

Сложное художественное явление, возникшее во Франции, связанное с блестящим мастером Пабло Пикассо – кубизм характеризуется преобладанием кубоподобных форм, острых граней и в полной мере представляет собой художественную революцию.
Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Пабло Пикассо. Зарождение и расцвет кубизма.
2. Фазы кубизма. Особенности художественных средств.
3. Осмысление кубизма: теория, анализ, эстетическая концепция.
4. Представители кубизма. «Кубические причуды» Ж. Брака.

Лекция № 4 Футуризм — 18 июля в 19-30

futurism

Футуризм (от лат. futurum – будущее) как течение авангардного искусства представляет собой совмещение движения, цвета,  энергии, провозглашающее триумф разрушения. Этот отказ от традиционного метода, прежде всего, проявился в России и Италии. Футуризм известен такими именами как: К. Малевич, Дж. Балла, Дж. Северини, В. Татлин.; в разное время эти и некоторые другие мастера являлись представителями кубофутуризма и метафизической школы.

Лекция включает в себя следующие вопросы:

1. Развитие футуризма. Синтез искусств. Школы футуризма.
2. Социальная утопия. Радикализм как деструкция художественного наследия.
3. Основные приемы и методы.
4. Представители футуризма.

 

Лекция № 5 Дадаизм. 25 июля в 19-30

dada

От французского dadaisme, dada – «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле – бессвязный детский лепет – дадаизм представляет собой модернистское течение, культивируемое в период с 1916 по 1921 гг. Дада тотально отрицает традиции искусства, ценности разума, идеалы, принципы морали. К представителям дадаизма  относятся: М. Дюшан, Ж. Арп, М. Эрнст и другие.

Лекция включает в себя следующие вопросы:

1. Контркультура.
2. Развитие дадизма в г. Цюрихе. Проблема альтернативной культуры.
3. Отказ от классической традиции в искусстве; кризис искусства после Первой Мировой войны. Представители Дадаизма.
4. Ready made объекты.

 

Лекция № 6  Метафизическая школа. Сюрреализм . — 1 августа в 19-30

sur

«Любовь, красота, бунт» – основная формула-лозунг направления развития сюрреализма. Это течение, возникшее в 20-х годах XX века, характеризуется противоречивостью, в нем проявляется фантастика абсурда и алогизм форм. Большое значение в становлении сюрреализма сыграла метафизическая школа.

Сюрреализм известен такими мастерами как: Р. Магритт, С. Дали, Ф. Кало и другими.

Лекция включает в себя следующие вопросы:
1. Метафизическая школа. Иллюзионистическое начало; введение образа «манекенов».
2. Концепция сюрреализма. Манифест А. Бретона.
3. Сюрреализм и психоанализ.
4. Представители сюрреализма. Основные техники и выставочные практики.

 

Лекция № 7 Поп-арт. 8 августа в 19-30

 popart1

От английского popular art – поп-арт представляет собой направление в искусстве 1950-60-х гг. прошлого столетия, развившееся в качестве реакции на абстрактный экспрессионизм. Поп-арт характерен для Великобритании, США и ряда других западных стран. Особенность этого направления в том, что источников вдохновения становятся массовая культура, реклама, иллюстрированные журналы. Представители: Д. Розенквист, Э. Паолоцци, П. Блейк и другие.

Лучшая формула поп-арта была высказана Э. Уорхолом:

Самое прекрасное в Токио — Макдональдс.
Самое прекрасное в Стокгольме — Макдональдс.
Самое прекрасное во Флоренции — Макдональдс.
В Москве и в Пекине пока нет ничего прекрасного.

1975 год

Лекция включает в себя следующие вопросы:

1. «Поп-арт» как искусство вне искусства. 1950-60-е годы
2. Английская и американская школы поп-арта
3. Теория М. Маклюэна
4. Предмет искусства. Представители. Группа «Независимых»
5. «Авангард и китч»

————

Лектор — Ольга Романова

Стоимость посещения одной лекции —  400р.

Сообщите нам, что придете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>