Курс прошел. Перезапуск по мере набора.
1 лекция 19 мая в 17-00:
Зарождение театра: Цикличность как основа мироощущения. Символизм и подражательная магия. Вступительная ритуальная речь, музыкальный ритм, танцевальная пантомима — три составляющие театрального представления: (слово, пластика (движение), мелодия). Второстепенны, но важны и обряды надевания масок и ряжения, и прочие вспомогательные моменты. (Ряжение и обряд – однокоренные слова). Переодевание в костюм и маску суть ритуальная составляющая священного праздника – посвященного переходу из одного состояния в другое. Подражательный обряд как подкрепление и усиление происходящего в ритуале – истоки театрального действия. Синкретизм в истоках театра.
Античная трагедия – колыбель культуры Европы, США, России. Прообразы ключевых основ в искусстве западной парадигмы. Смех, страсть, страх, смерть – четыре кита, держащих античность, на которых удерживается и современное искусство. Все здесь – есть инструмент Великого Действия. Античные комедии как экстатический выход за пределы реальности. Способ искупления горечи этого мира. Спектакулярный островок искусства в искусстве. Город в городе. Эсхил, Плавт, Аристофан.
2 лекция 26 мая в 17-00:
Средневековые мистерии, балаганы, народный, реалистический театр Европы. Переход от абстрактного общего к конкретизированному частному. Важность авторства, переход от высоких идей к иллюстрации повседневности. От божественных повествований к бытовой хронике.
Театр Возрождения – пир тела и духа, торжество наслаждения, физической красоты и утоления страстей. Затянувшаяся вечеринка длиною в век. Появление оперы, как громкого эха античной парадигмы. Де Молина, Кальдерон, Лопе де Вега, Шекспир.
Классицизм и Просвещение – обращение к гротеску, масочности, условности линий, движения, мелодии античной эпохи. Подавление роком отдельно взятой личности. Торжество государства, фатума, огромного незримого механизма, вершащего человеческую судьбу. Смысл – в подвластности отдельной личности машине страны, государства, религии. Гольдони, Мольер, Шеридан, Шиллер, Гаррик.
3 лекция 2 июня в 17-00:
XIX-начало XXвв. Уход от спектакулярности как таковой, максимальная индивидуализация театра, роли, действий. Трагедия творится не в масштабах человечества, не в длину человеческой судьбы, но в душе каждого, отдельно взятого героя. Грех оправдан, объяснен, помилован. Преступление творится внутри совершившего преступление. Все кругом лишь служит подтверждением этому. Главный герой – человеческая душа. Беккет, Брехт, Ибсен, Шоу, Островский, Чехов.
Театр современности: каждый отныне – жрец. Любой прикасается к жреческому жезлу, волшебной палочке. Центр и периферия отсутствуют. Каждый теперь – центр, периферия для него это все остальное. Весь остальной мир. В ХХ в. человек действует не сообща, как прежде, а в одиночку. ХХ век – театр одиночества. Каждый – художник, автор, гуру, лекарь. Каждый – мастер и каждый – демон Врубеля на вершине горы. Торжество гордыни и одиночества.
ХХ в. – век синтеза, синкретических искусств и наук. Театр ХХв. – перформанс, торжество слияния технологических достижений и пластического совершенства. Музыкальных экспериментов и опытов невесомости. Театр ХХв. – метафизический опыт. Возвращение к синкретизму. Стоппард, Сиблейрас, Вайда, Фрай.
Лектор — Юлия Милович-Шералиева, культуролог, преподаватель в Институте Истории Культур курсы «Эссеистика», «Малые жанры», «Русская литература 19века»; автор научно-популярной книги «Как выучить любой иностранный язык» (2009г, Астрель, Москва — переведена на японский и китайский языки) переведенного на сербский язык цикла эссе-путеводителя «Балканские записки». Дипломант двух литературных международных премий им.Волошина (2007 и 2009гг)».
Стоимость -300р. / лекция
Добавить комментарий