fbpx


Курс средневековой философии от Бориса Подороги — Четыре аспекта средневековой культуры


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться
Генрих Немецкий и его ученики - Вторая половина 14 века
Генрих Немецкий и его ученики —
Вторая половина 14 века

Прошлое есть источник бесконечного числа образов, преобразующихся в условиях нашей собственной культурно-исторической действительности. Изучение эпохи  Средних веков вызывает множество трудностей, как у специалистов-историков, так и у историков идей, поскольку количество соответствующих исторических данных не позволяет сформировать ее достаточно объективную картину. Однако верно и то, что историческая достоверность не исчерпывается полнотой исторических данных.

middle3

Обсуждая историю, мы истолковываем и комментируем, пытаясь придать некий новый смысл уже известному, надеясь в будущем подкрепить их новыми свидетельствами и документами. Если мы вправе предположить, что отдельные события периода Средневековья могут рассматриваться в качестве отдельных проявлений некоей внутренней логики всей эпохи, то образ этого столь удаленного от нас времени, вероятно, все же может быть сформирован, пусть в смутных, неточных и относительных контурах.  В этом мини-курсе мы обсудим четыре момента, которые, на наш взгляд,  являются наиболее значимыми аспектами средневекового сознания.

middle1

 

 6 апреля в 15-00

Лекция I: Роль христианства, ее философские предпосылки и культурно-исторические последствия. Представление об аскетических ценностях, изначально проповедуемое греческим мыслителем Пифагором, а позже Плотином, стало неотъемлемой частью христианского мировоззрения, под эгидой которого на развалинах Римской империи формировался новый европейский мир. В лекции пойдет речь о глубинных изменениях в сознании людей, определяющимися чуждым античности синтезе духовного мира иудаизма и греческого Логоса и связанным с ним постепенным вытеснением образа и культуры тела.   

middle2

 

 13 апреля в 15-00

Лекция II: Средневековая философия и архитектура. В книге под названием «Архитектура и схоластика» выдающийся американский искусствовед Эрвин Панофский проследил весьма значимую для средневековой культуры взаимосвязь богословской философии (Фома Аквинский, Дунс Скотт) и  средневековой архитектуры. В лекции мы попытаемся прокомментировать и расширить с отмеченное Панофским соответствие между структурой богословского трактата и конструкцией соборов, интерпретируя его как механизм символического присвоения божественного Логоса.

Средневековый собор в Вормсе, построенный в 1171-1234 гг
Средневековый собор в Вормсе, построенный в 1171-1234 гг

 

20 апреля в 15-00

Лекция III: Воображаемое и сверхъестественное. Христианский догматизм, жесткие социально-психологические нормы принятые, в средневековом обществе практически полностью уничтожили представление о естественной потребности человека в довольстве и безмятежности. Но, то и дело мелькающие в нем лики воображаемого и сверхъестественного все время напоминают об обратной стороне этих установок. В лекции мы попытаемся проследить судьбу средневекового бессознательного, компенсировавшего суровые ограничения, наложенные на человека церковью и феодализмом через обращения к колдовству, языческим легендам и обрядам.

middle7

 

 27 апреля в 15-00

Лекция IV: Конец средневековья: на пути к возрожденческому гуманизму. Как же все-таки был совершен шаг от готического непросвещенного «человека веры» к возрожденческому «человеку разума»? Эпидемии, бесконечные войны, заставлявшие средневекового человека постоянно лицезреть мертвое тело сделали свое дело: тело стало объектом души. В лекции мы расскажем о первые анатомических опытах Везалия, составившего первый атлас человеческого тела, о вновь пробуждающейся культуре телесности и о поднявшемся до небывалых высот авторитете научного знания, ознаменовавшем начало Нового времени.

middle4

 

Лектор — Борис Подорога, историк философии, преподаватель.

Стоимость — 300р. за одно занятие.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*