Культурный центр ЗИЛ, м. Автозаводская, ул. Восточная, 4, к. 1.
Человек видит мир благодаря зрительному опыту, воспринимая и осмысляя. Зачастую процесс зрения рифмуется с процессом понимания — прозреть, занять точку зрения, увидеть истину. Художник тоже видит мир и изображает его определенным образом. Но что происходит в этот момент — копирование мира, создание альтернативного мира художественного искусства, уходящего своими корнями в сакральный и мистический опыт, или оптическая иллюзия? На наших лекциях поговорим о том, как зарождалось европейское понимание визуального, изобразительного искусства.
Лекция «Средневековое искусство: истина и иллюзия».
28 февраля, пятница.
Мир и человек Средневековья очень тонко чувствовали истину и иллюзию этого мира: теология, символика, церковь учили отличать зерна от плевел. Средневековье наполнено чудесным и воображаемым, мистическим и священным: чудеса святых, подвиги, мученичества, с другой стороны — дьявол, искушения, черти, наполняющие пространство мира. Что происходит в этот период с изобразительным искусством? Именно в Средневековье оно обретает особый статус, свойственный именно для европейской культуры. На нашей лекции мы поговорим о том, что такое икона и почему возможно изображение Бога, если запрещается создание кумира. В каких отношениях находится человек и Бог, как образ и его подобие, является ли человек картиной Бога или дьявола и что было иллюзией для средневекового искусства?
Начало: 19:00.
Бесплатно, по регистрации.
Зарегистрироваться.
Лекция «Живопись Возрождения и барокко: от истины перспективы до иллюзии зеркал».
Лекция перенесена. Дата уточняется.
Эпоха Возрождения совершила необычайные и беспрецедентные изменения в искусстве. Живописный мир, столетиями так или иначе живший в античных художественных принципах, открыл новые горизонты. Великие художники и деятели Возрождения — Мазаччо, Брунеллески, Боттичелли, Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль — открывали новые оптические миры, боролись за истину иллюзорного пространства картины.
На нашей лекции мы поговорим о том, как изменились принципы видения в искусстве, что такое перспектива, какие оптические иллюзии и фокусы практиковали художники, чтобы добиться устроения новой живописной реальности. Мы поговорим про то, как художники обучили глаз видеть, а мысль выстраивать определённым перспективным образом.
Мы также выйдем за пределы живописи Возрождения и обратимся к более поздним технологиям развития оптических приемов: поговорим о камере-обскура и «фотографической» живописи XVII века.
Начало: 19:00.
Бесплатно, по регистрации.
Зарегистрироваться.
Лекция «Картина по ту сторону изображения: ребусы, парадоксы и иллюзии ХХ века».
Лекция перенесена. Дата уточняется.
Казимир Малевич, Лучо Фонтана, Рене Магритт и Мауриц Эшер — что может быть общего между столь непохожими художниками? Эксперимент над пространством живописи и зрительским восприятием.
В ХХ веке классическая живопись выходит за свои пределы по направлению к абстракции, эксперименту, взаимодействию с аудиторией, перформансу. Как эксперименты художников изменили визуальный опыт современного человека, какие ребусы, парадоксы и иллюзии, адресованные зрителю ХХ века, практиковали и создавали художники?
Лекция посвящена экспериментам в изобразительном искусстве ХХ века: мы поговорим о природе абстракции, уничтожении изображения, о «безобразных» картинах и картинах, отрицающих самое себя. Нас будут волновать актуальные оптические, визуальные, сенсорные иллюзии и «обманки», которые продолжают ставить зрителя в тупик и подводить его к границам его чувственного человеческого опыта.
Начало: 19:00
Бесплатно, по регистрации.
Зарегистрироваться.
Валерия Косякова, автор книг «Код Средневековья. Иероним Босх», «Апокалипсис Средневековья», кандидат культурологии, доцент РГГУ, сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.
Добавить комментарий