fbpx


Цикл лекций «Облики, образы и опыты Смерти»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Лекция 1. Облики, образы и опыты Смерти: искусство Средневековья12 мая в 17-00

Смерть — абсолютное небытие — ключевая экзистенциальная категория, понимание которой недоступно разуму. Смерть — базовая характеристика всего живого. С момента рождения человечества культура «работала» со смертью: архаичные обряды перехода, инициации, похоронный обряд, — были призваны говорить о смерти не говоря, претворяя её в символический порядок. Обряды и религии мира предлагают своё понимание и взаимодействие со смертью. И в искусстве нам известно множество превращенных форм отношений человека и небытия, — эта тема грандиозна. Религии, философии, литература, живопись, кинематограф и т.д. и т.п. концептуализируют смерть.

Средневековая же смерть рождает образы Чёрной смерти — чумы, могучих и разящих Всадников апокалипсиса, Плясок смерти — danse macabre — в костлявом хороводе уводящих за собой всё живое. На нашей лекции мы поговорим о представлениях и образах смерти, существовавших в европейском Средневековье и отразившихся в искусстве фрески, иконы, живописи, нравоучительных трактатах, таких как: «Искусство умирать», «Трое мёртвых и трое живых» и даже в «Триумфах Смерти» Петрарки. Мы затронем античные представления о смерти, поговорим об идеях сугубо христианских и о том, как средневековое искусство понимало и выражало смерть.

Лекция 2. Облики, образы и опыты Смерти: после Нового времени — 26 мая 17-00

Смерть автора, конец истории, смерть субъекта, — термины, которыми характеризуется состояние постмодерна. Акула в формальдегиде и бриллиантовые черепа Дэмьена Хёрста, чучела и таксидермия Тессы Фармер, фотоработы Питера Уиткина. Ещё раньше произведения сюрреалистов и экспрессионистов: «Постоянство памяти» и «Распад постоянства памяти» Сальвадора Дали, «Крик» Мунка и даже «Чёрный квадрат» Малевича. Работы очень многих других художников 20 века расслаивают, расчленяют, разлагают и препарируют действительность, являя современному зрителю бесконечную многоликость образов смерти.

Новое время вместе с жизнью трансформирует и восприятие смерти, и отношение к ней. На нашей лекции мы поговорим о рождении нововременной, «рациональной» смерти. Обсудим классическую живопись: Ванитас, Memento mori, — эти натюрморты призывают нас помнить о смерти, кодируют её специфическим языком. Вспомним о том, как медицина изучает и обозначает смерть в Новое время, как художники взаимодействует с ней. И наконец, мы рассмотрим лики «постмодернистской» смерти как в современном искусстве, так и в философии

Кто?

Валерия Косякова — Создатель Пунктума. Лектор. Кандидат культурологии, доцент Российского Государственного Гуманитарного Университета.

Стоимость — 400р.

Подпишитесь на нашу рассылку

Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*