В начале двадцатого столетия «золотые» картины Густава Климта, воплощающие противостояние неиссякаемой жизни и смерти, сменяют работы Эгона Шиле, в которых проявляется фатальный разлад художника с миром. На лекциях, приуроченных к выставке рисунков Климта и Шиле, мы поговорим о том, как чувственные работы главы Венского сецессиона сначала шокировали, а потом покорили Вену, как молодой, провокационный Шиле нашёл свой собственный путь в искусстве, а также сравним их творчество с работами представителя Мюнхенского сецессиона Франца фон Штука.
Лекция 1. Золотые женщины Густава Климта — 2 декабря в 19-00
«Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил», – записал в своём дневнике друг Климта Альфред Басс. В 1897 году Густав Климт возглавил венское объединение художников – Сецессион, символом которого стала Афина Паллада. В 1897-1898 годах Йозеф Мария Ольбрих создал наиболее значимый архитектурный памятник австрийского модерна «Дом Сецессиона», в котором в 1902 был выставлен вызвавший негодование критики и публики «Бетховенский фриз» Климта. Визуальное отображение Девятой симфонии Бетховена и оды «К радости» Фридриха Шиллера воплощает идею того, что искусство ведет страдающее человечество «в идеальное царство чистых наслаждений, чистого счастья и чистой любви». В наиболее успешный для художника золотой период творчества Густав Климт, вдохновлённый мозаиками Равенны и Венеции, создал своё самое известное творение «Поцелуй».
Лекция 2. Эгон Шиле: Жизнь как эксцесс — 9 декабря в 19-00
Вне всяких сомнений, счастливейшим днём в жизни яркого представителя австрийского экспрессионизма Эгона Шиле стал тот, когда художник записал в своём дневнике: «До марта я шёл путём Климта. Сегодня, я думаю, стал его противоположностью». Во время лекции мы рассмотрим работы Шиле в сравнении с картинами Густава Климта, чтобы понять трансформации, произошедшие в искусстве начала XX века. Многочисленные автопортреты выдают эксцентричный, непростой характер художника, а жизнь виртуозного мастера рисунка определяет его творчество. Мы узнаем, при каких обстоятельствах создавались картины «Объятие», «Смерть и дева», «Семья».
Лекция 3. Мюнхенский сецессион: «Люцифер» и «Грех» Франца фон Штука — 16 декабря в 19-00
Во время лекции мы поговорим о творчестве виднейших представителей Мюнхенского сецессиона Арнольда Бёклина и Франца фон Штука. Люцифер с горящими, как угли, глазами, захваченная экстатическим танцем Саломея на фоне звёздного неба, олицетворение греха – роковая женщина, вокруг обнажённого тела которой обвивается змей, созданы Францем фон Штуком на рубеже веков, когда христианство утрачивает авторитет, а интерес к греху не ослабевает.
На своих полотнах Арнольд Бёклин воспроизводит вымышленный мир с тритонами и нереидами. Картина художника «Остров мёртвых» наполнена многозначной символикой. Остров с высокими кипарисам, окружённый водной гладью Стикса, по которой скользит лодка с загадочными фигурами становится собирательным образом античной цивилизации и загробного мира.
Анна Никифорова – Редактор в Фонде развития правовой культуры. Автор статей, посвящённых искусству и праву, в настоящий момент Анна работает над диссертацией, посвящённой культурологическому аспекту творчества прерафаэлитов.
Стоимость — 400р.
записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий