Данный курс артикулирует и выводит вперед те вопросы, которые волновали передовых исследователей эстетической теории десятилетия, оказавшейся в последние годы «на втором плане» перед другой областью научного знания – философией, или философскими науками как комплексом, включающим в себя также элементы эстетики.
Озаглавленная цитатой одноименной статьи представителя современной философской школы Объектно-ориентированной философии Грэма Хармана «Эстетика – первая философия», вводная лекция посвящена вопросу, назревшему и требующему решения: куда в XXI веке исчезла эстетика в чистом ее понимании? В XVII веке, а именно в 1735 году, немецким философом Александром Готлибом Баумгартеном в научный обиход был впервые введен термин «эстетика» в значении «чувственно воспринимаемый». Баумгартен разделил его на три части: эвристику как «учение о вещах и предметах мысли», методологию как «учение об организации художественного произведения», а также семиотику как «учение об эстетических знаках». Мы рассмотрим некоторые тезисы из работы Баумгартена «Aesthetica acromatica» («Эстетика, предназначенная для лекций», 1750-1758), создававшейся в последние восемь лет жизни теоретика и так и оставшейся незавершенной, отрывки из которой доступны на русском языке.
Будет рассмотрено происхождение центральных составляющих эстетики как науки – чувственного восприятия, или возможности воспринимать, которая начала оформляться в отдельную составляющую еще в эпоху Ренессанса и познания, идеи, то есть способности мыслить и познавать мир при помощи понятий, возникшая в эпоху Барокко.
Рассеивая положение judment day (судного дня, нем.) пространства проблем эстетического суждения, видится необходимым описать эволюцию эстетической теории и указать на границу, отделяющую эстетику как науку в чистом виде и философские науки, зачастую имеющие косвенное отношение к эстетике и представляющие обилие т.н. cultural studies, нежели автономную эстетическую систему. Почему современная философия использует эту область научного знания исключительно для поддержания ее собственной исключительности?
Вторая лекция будет касаться отношений между способностью воспринимать (перцепт) и способностью мыслить при помощи понятий, то есть двигаться через мышление (концепт). В течение долгих веков своего развития искусство развивалось по довольно устоявшемуся направлению, имея соответствующую схему: от концепта к перцепту, или от самого акта создания художественного произведения до его восприятия субъектом при взаимодействии с ним. Сближение искусства и философии имеют множество примеров и путей решения, одними из которых являлись «замена ощущений концептами» (Делез / Гваттари) и наоборот, производство именно ощущений – перцептов (Джеймс), а не концептов (абстрактное искусство, концептуализм).
Отчетливее всего эта тенденция прослеживается в отечественной эстетике 20-х годов 20 века, а именно у Алексея Капитоновича Гастева – поэта, экономиста, революционера, одного из основных авторов Пролеткульта, теоретика-философа, который также являлся одним из создателей системы эстетического воспитания. Наряду с не менее важными авторами Пролеткульта, такими как Александр Богданов и Борис Арватов, Гастев оказал большое влияние на развитие отечественной эстетической системы, как в художественной, так и в смежных с ней областях.
Об эстетике 20-х годов существует точное, но совсем небольшое по объему исследование – это брошюра К.В. Кулаева под названием «Советская эстетическая мысль 20-х годов». Об Алексее Капитоновиче Гастеве, в отличие от Пролеткульта, мы имеем всего одно зарубежное исследование, написанное стокгольмским ученым Куртом Йоханссоном в 1983 году, под названием «Aleksej Gastev, Proletarian Bard of the Machine Age» («Алексей Гастев: пролетарский поэт индустриального века»). Именно в исследовании последнего даны представления о художественной практике Гастева как едином синтезе теоретического и практического, что представляет собой своего рода «смещение» прагматики, а с ним и практики восприятия как таковой («Гастев – тейлорист в поэзии», Йоханссон).
Лекция будет посвящена феномену эстетической системы 20-х годов XX века: как «коллективная чувственность» (Чубаров) видоизменяется до того момента, когда теоретическое и практическое становится единым целым, начинает представлять собой самостоятельную эстетическую систему в лице представителей пролетарской культуры (Дзига Вертов, Корнелий Зелинский), в частности, Алексея Гастева.
Третья лекция посвящена взаимовлиянию и обуславливает ту проблему, преграду, требующую рассмотрения: как освободиться от Немецкой классической эстетики и преодолеть метафизику так, чтобы выйти из состояния «метафизики ощущения» к «Спекулятивной эстетике» (термин, предложенный представителем спекулятивной школы Томом Спэрроу) по аналогии со Спекулятивным реализмом в философии? Здесь мы обратимся к фигуре представителя объектно-ориентированной философии (ООФ) Грэма Хармана и проследим, как изменяется имманентная объективность, когда чувственность, присущая объектам («чувственные объекты» Хармана), отделяется и становится автономной областью, что сближает ее с предложенной областью «Спекулятивной эстетики» Спэрроу.
Будет предложен путь описания движения к опыту, лежащему за чувственным восприятием, основанным на субъект-объектных отношениях. Мы возьмем в пример современного теоретика Грэма Хармана, который через французского философа Эммануэля Левинаса показывает то, что последний был увлечен целью одержания победы над реальностью индивидуальных вещей, в частности: вопрос о том, как две субстанции могут взаимодействовать, не сливаясь вместе, поскольку тело существует как в области телесного, так и в области чувственного. Отсюда следует, что появляется необходимость в «метафизике ощущения», что ставит вопрос о переосмыслении Немецкой классической эстетики (вторая половина XVIII – первые десятилетия XIX вв.). Речь пойдет о работе одного из представителей Немецкой классической эстетики Иммануила Канта, а именно о третьей критике, или «Критике способности суждения» (Kritik der Urteilskraft). В частности, через противопоставление поставленных Кантом и Харманом задач необходимо артикулировать сам момент, когда эстетическая ценность, а за ней и восприятие не только перестает быть субъективным, но и переходит в область, лежащую за восприятием как самого субъекта, так и конкретного объекта, который тот воспринимает. Последний тезис будет разобран нами на конкретном примере, одной из первых инсталляций в области современного искусства: работы 1961 года «Картина, в которую должен быть вбит гвоздь» (1961) Йоко Оно.
В результате мы придем к выявлению возможности, которая позволяет выйти из состояния «метафизики ощущения» в область, лежащую за чувственным восприятием – туда, где логика восприятия/ощущения работает уже по другим правилам и представляет совершенно иной механизм.
В четвертой лекции внимание будет обращено на одну из основных составляющих новой чувственности – понятие ситуативного момента. Если «Все современное искусство, вплоть до актуального – это шоковое искусство», а также «фактор мгновения – это существующая между двумя мигами длительность, устремленная к нулю и воспринимаемая как вспышка или взрыв» (В. Подорога), то между указанными философом и антропологом «мигами» существует особая темпоральность, появляющаяся непосредственно в момент перцепции, или столкновения воспринимающего с тем или иным объектом искусства. Как взаимодействуют зритель и объект в ситуации, когда субъекту уже не нужно никаких прологов, описаний, концептов? Указанное выше понятие как один из трех основных компонентов новой чувственности будет разобран на конкретных примерах, в частности, художественных работах британского художника Тино Сегала, представляющего демонстрацию практического воплощения ситуативного момента.
Завершающая лекция курса представляет собой рассмотрение нового опыта внутри эстетической теории. Отталкиваясь от причинно-следственной зависимости (Юм), символизма (Гегель), а также сверхчувственного (Штайнер), предполагается показать, как эстетическое меняет свое направление, а с ним и предназначение, демонстрируя путь от чувственного и символического к апогею сверхчувственного, выводящего к сверхсимволическому и за-чувственному – основным компонентам новой парадигмы чувственности, заключающейся в применении философской («иной») эстетики, работающей без обращения к опыту, или открывающей последний воспринимающему искусство при помощи способностей воспринимать. Будут разобраны конкретные примеры визуальных работ в сфере современного искусства, в частности «Зеркало неба» (2001) Аниша Капура, «Борис Ельцин: человек, который пробил стену» (2007) проекта «МишМаш» в лице Михаила Лейкина и Марии Сумниной, etc.
Лектор – поэт, критик, аспирант, исследователь проблем эстетической теории Ян Выговский.
Стоимость посещения — 400р.
Записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий