fbpx


Цикл лекций «От символизма к экспрессионизму»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Цикл лекций посвящён символизму – течению, зародившемуся во Франции в 1870-80-х годах и достигшему расцвета на рубеже веков и отразившему кризисное мировоззрение переходной эпохи. Символисты отвергают эстетику импрессионизма и реализма. Их полотна раскрывают внутренний мир человека посредством «многосмысленных», «неисчерпаемых» символов.

В экспрессионизме символ утрачивает свою многозначность. Молчание и сумрак полотен Пюви де Шаванна уступают «Крику» Эдварда Мунка с его яркими, мучительными красками, а «золотые» картины Густава Климта, воплощающие противостояние неиссякаемой жизни и смерти, сменяют работы Эгона Шиле, в которых проявляется фатальный разлад художника с миром.

Лекция 1. Символизм прерафаэлитов — 23 сентября в 17-00

Типологический символизм является характерной чертой искусства раннего прерафаэлитизма. В контексте эстетического мировоззрения Джона Рёскина понятие «type» обозначает «символ, обладающий религиозной сущностью». Во время лекции мы научимся распознавать символы на религиозных полотнах «Мастерская плотника» Джона Эверетта Миллеса, «Благовещение», Данте Габриэля Россетти, «Нерадивый пастух» Уильяма Холмана Ханта. Также мы поговорим о влиянии творчества прерафаэлитов на развитие стиля модерн. Монументальное произведение Берн-Джонса «Колесо Фортуны», его задумчивые образы с ностальгической идеальной красотой восхищали видных представителей символизма. Название наиболее известной работы Фернана Кнопфа «Я дверь закрою за собой» является цитатой из стихотворения Кристины Россетти «Кто вызволит меня». А матовые, словно подернутые дымкой английского художника-символиста Джорджа Фредерика Уотса «Надежда» и «Любовь и жизнь» имеют прямое отношение к позднему прерафаэлитизму.

Лекция 2. Французский символизм: Гюстав Моро и Пюви де Шаванн — 30 сентября в 17-00

Герой романа Гюисманса «Наоборот» Дез Эссент не может понять, «откуда в современном Париже появился этот гений, этот мистически настроенный ясновидец, способный воспроизвести тревожащие душу образы прошлого, блеск и великолепие былых времен» Гюстав Моро. Образ прекрасной, нередко порочной женщины занимает главное место в творчестве художника. Перед нами предстают Галатея, Эвридика и Саломея, обнажённые или в роскошных одеждах и украшениях. Чтобы понять, как изменилось видение мифа с начала XIX, мы сравним одноимённые работы Жана Огюста Доменика Энгра и Гюстава Моро «Эдип и сфинкс», а также «Ласки» Фернана Кнопфа.

Картины Пюви де Шаванна «Девушки у моря», «Мечта», «За туалетом», характеризующиеся скупыми цветовыми мотивами, пробуждают ощущение «иллюзорной вечности». А образы женщин на картинах «Воздушный шар» и «Голубь», выполненных в коричневых, тревожных тонах, символизируют непокорённость парижан во время событий 1870 года.

Лекция 3. Венский сецессион. Мир женских образов в творчестве Густава Климта — 7 октября в 17-00

«Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил», – записал в своём дневнике друг Климта Альфред Басс. В 1897 году Густав Климт возглавил венское объединение художников – Сецессион, символом которого стала Афина Паллада. В 1897-1898 годах Йозеф Мария Ольбрих создал наиболее значимый архитектурный памятник австрийского модерна «Дом Сецессиона», в котором в 1902 был выставлен вызвавший негодование критики и публики «Бетховенский фриз» Климта. Визуальное отображение Девятой симфонии Бетховена и оды «К радости» Фридриха Шиллера воплощает идею того, что искусство ведет страдающее человечество «в идеальное царство чистых наслаждений, чистого счастья и чистой любви». В  наиболее успешный для художника золотой период творчества Густав Климт, вдохновлённый мозаиками Равенны и Венеции, создал своё самое известное творение «Поцелуй».

Лекция 4. Эгон Шиле: Жизнь как эксцесс — 14 октября в 17-00

Вне всяких сомнений, счастливейшим днём в жизни яркого представителя австрийского экспрессионизма Эгона Шиле стал тот, когда художник записал в своём дневнике: «До марта я шёл путём Климта. Сегодня, я думаю, стал его противоположностью». Во время лекции мы рассмотрим работы Шиле в сравнении с картинами Густава Климта, чтобы понять трансформации, произошедшие в искусстве начала XX века. Многочисленные автопортреты выдают эксцентричный, непростой характер художника, а жизнь виртуозного мастера рисунка определяет его творчество. Мы узнаем, при каких обстоятельствах создавались картины «Объятие», «Смерть и дева», «Семья».

Лекция 5. Крик Эдварда Мунка — 21 октября в 17-00

О невероятном душевном напряжении норвежского художника, одного из основоположников экспрессионизма Эдварда Мунка, записавшего в своём дневнике: «Болезнь, безумие и смерть были ангелами, посещающими мою колыбель и с тех пор преследовавшими меня на протяжении всей жизни. Я рано научился страданиям и опасностям жизни», практически кричат все его картины. «Вечер на улице Карла Юхана», центральной улице норвежской Христиании, где герой, идущий навстречу безликой толпе, наиболее полно ощущает своё одиночество, а также «Отчаяние» и «Меланхолия» предшествовали созданию легендарной картины «Крик». Жесткая линия рисунка, диссонирующая палитра отражают чувства художника, по сути, давшие жизнь картине: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Лекция 6. Мюнхенский сецессион: «Люцифер» и «Грех» Франца фон Штука — 28 октября в 17-00

Во время лекции мы поговорим о творчестве виднейших представителей Мюнхенского сецессиона Арнольда Бёклина и Франца фон Штука. Люцифер с горящими, как угли, глазами, захваченная экстатическим танцем Саломея на фоне звёздного неба, олицетворение греха – роковая женщина, вокруг обнажённого тела которой обвивается змей, созданы Францем фон Штуком на рубеже веков, когда христианство утрачивает авторитет, а интерес к греху не ослабевает.

На своих полотнах Арнольд Бёклин воспроизводит вымышленный мир с тритонами и нереидами. Картина художника «Остров мёртвых» наполнена многозначной символикой. Остров с высокими кипарисам, окружённый водной гладью Стикса, по которой скользит лодка с загадочными фигурами становится собирательным образом античной цивилизации и загробного мира.

Лекция 7. Демоны Врубеля — 4 ноября в 17-00

Для росписей Врубеля пришлось бы и храм «в совершенно особом стиле» стиле строить, подытожил художественный  критик  Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой Владимирского собора в Киеве. Отвергнутые эскизы фресок, поразившие современников своей оригинальностью, стали первыми шагами на пути становления русского модерна. Отдельный павильон для панно   основоположника русского модерна «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» впоследствии построит куратор художественно-оформительских работ Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки меценат Савва Мамонтов. «Страдалец порывистый и нежный, гордый до ребячества, страстный до безволия и разгула, гениальный до болезни» в 1890 году  Врубель пишет полуобнаженного, крылатого Демона на фоне заката. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» «задумчиво смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». «Демон поверженный» с окаменевшими крыльями поработит Врубеля. Художник будет снова и снова переделывать картину, погружаясь в безумие.

Преподаватель

Анна Никифорова – Редактор в Фонде развития правовой культуры. Автор статей, посвящённых искусству и праву, в настоящий момент Анна работает над диссертацией, посвящённой культурологическому аспекту творчества прерафаэлитов.

Стоимость — 400р.
записаться и оплатить на месте

Подпишитесь на нашу рассылку


Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*