fbpx


Авторский курс Андрея Гасилина — «Эстетика декаданса»

Содержание курса:

Встреча I: Введение в Декаданс (90 мин.)

Встреча II: Кристаллическое сознание Шарля Бодлера (90 мин.)

Встреча III: Нарциссическая эстетика Оскара Уальда (90 мин.)

Встреча IV: Криминальная драматургия Жана Жене (90 мин.)

Встреча V: Метод нарезок Уильяма Берроуза (90 мин.)

Аннотации к лекциям:

Встреча I: Введение в Декаданс — 9 сентября в 15-00

Декаданс – одно из порождений самой блистательной, магической, неистовой, и, вместе с тем, нигилистической, эгоистичной, кризисной эпохи европейской культуры – Fin de siècle. Девиз декаданса – «Искусство ради искусства», его кредо – «Красота – превыше всего», сама жизнь творца кладётся на алтарь этого ненасытного и кровожадного Божества. Жрецы декаданса – крупнейшие писатели и поэты своего времени. Творчество заменяет им религию, этике они предпочитают эстетику, буржуазному конформизму – эпатаж на грани аморальности, безумия и преступления. Впрочем, стоит ли ограничивать этот странный культ Красоты рубежом веков? Не входит ли декаданс в плоть и кровь европейской культуры, недаром названной Освальдом Шпенглером «фаустовской»?

Что лежит в основании декадентского мировосприятия? Презрение к естеству в угоду искусственного? Тяга к изысканной форме в ущерб содержанию? Желание покорять сердца красивыми словами и яркими образами, а не благими речами и разумными доводами? Попытаемся нащупать нерв декаданса, рассмотрев культурные тенденции, лежащие в его основе: кризис романтизма, возрождение готического романа, интерес к дионисийским мистериям и, конечно, потребность в новых кумирах, помеченных печатью гениальности. Окинем единым взглядом обширную генеалогию декаданса – от Маркиза де Сада до Velvet Underground, рассмотрим под увеличительным стеклом рефлексии периоды его расцвета, рифмующиеся в обыденном сознании с запахом тлена и упадком культуры.

Встреча II: Кристаллическое сознание Шарля Бодлера — 16 сентября в 15-00

Шарль Бодлер – один из ярчайших драгоценных камней в ожерелье декаданса. Не бриллиант – скорее оникс. Его «Цветы Зла», безжалостно кастрированные французским правосудием, стали поэтическим манифестом всего движения и своеобразным эталоном декадентского миросозерцания – упоительно трагического, ужасного и прекрасного одновременно. Обнажив тёмную сторону человеческой натуры, Бодлер распахнул дверь в мир демонических образов и инфернальных страстей. Осуждённый обществом, он превратил своё бесчестие в славу и хранил верность своему культу Совершенства до конца дней.

Бодлер – не просто поэт, он – поэт-философ. В поисках идеала он безжалостно перекраивал действительность, изгоняя из каждой крупицы своей жизни случайность естества, заменяя её совершенством идеально подобранного слова и лаконичностью образа. Жизнь Бодлера – такое же произведение искусства, как и его стихи, ей мы посвятим весомую часть времени: рассмотрим непростые отношения поэта с его матерью, его странную, порою, нелепую игру в дендизм, постоянные конфликты с обществом, истории любви и причину безвременной кончины.

Встреча III: Нарциссическая эстетика Оскара Уальда — 23 сентября в 15-00

Oscar Wilde (1854-1900) in New York in January 1882

Ещё в молодости став иконой стиля, некоронованным королём английских эстетов, Оскар Уайльд искал совершенства во всём – в первую очередь, в мире художественного слова. Экстравагантная внешность ирландского поэта, в сочетании с поистине магическим очарованием речей и будоражащей двусмысленностью образов, сделали Уайльда одним из крупнейших писателей своего времени. Увы, яркое оперенье делает птицу удобной мишенью: головокружительная высота полёта лишь усугубила тяжесть падения. Осуждённый, подобно Бодлеру, ханжами современниками, Уальд так и не смог оправиться от удара, завершив свою краткую жизнь на исходе века.

В этот раз мы поговорим о самом элегантном и скандальным в истории британской литературы уроженце мятежной Ирландии. Окунёмся с головой в обворожительный мир его сказок, поразмыслим над скрытыми смыслами, заключёнными в знаменитом «Портрете Дориана Грея», насладимся символическим подтекстом гениальной «Саломеи», обсудим уальдовское понимание искусства и смысл той «эстетической революции», апостолом которой он себя провозгласил.

Встреча IV: Криминальная драматургия Жана Жене — 30 сентября в 15-00

Писатели-декаденты всегда выступали против ханжества буржуазной морали, дразня благонравную публику откровенностью речей и чересчур свободным образом жизни. Жану Жене удалось превзойти в деле нарушения общественных устоев даже своих скандальных предшественников. В отличие от Бодлера и Уальда, этих жертв мещанской морали, Жене и в самом деле был частью криминального мира. Поэт среди преступников и преступник среди поэтов, он воспевал в своих произведениях касту неприкасаемых, дно общества, пространство трансгрессивных переходов и смертельно опасных экспериментов. Чудом избежав пожизненного заключения благодаря заступничеству прославленных коллег, Жене стал оракулом тёмной стороны социума, ревностных защитником свободы – в самых радикальных её проявлениях.

Нашу очередную встречу мы посвятим одной из самых противоречивых и странных звёзд французского литературного небосклона, певцу преступного мира – Жану Жене. Его «Служанки» хорошо известны московским театралам благодаря знаковой постановке Романа Виктюка, ставшей в конце 80-х одним из ярких симптомом грядущих перемен – пьянящей до ужаса свободы 90-х. Обсудим глубокий символизм его абсурдистских пьес, рассмотрим его собственный жизненный путь, исполненный трагического смысла, затронем его политическую позицию.

Встреча V: Метод нарезок Уильяма Берроуза — 7 октября в 15-00

«Только побывав в Аду, можно узреть Рай», – говаривал Чёрный Принц битнического движения, Уильям Бэрроуз. Кто-кто, а он хорошо знал, что такое Ад: будучи большую часть жизни героиновым наркоманом, застрелившим собственными руками любимую жену, использующим литературу в качестве средства борьбы с жуткими видениями и навязчивыми галлюцинациями, Бэрроуз сам, порою, напоминал обитателя преисподней. Его проза – термоядерный коктейль из откровенной порнографии, утончённого садизма, онейрических образов и мистических откровений. Не удивительно, что во многих странах его произведения до сих пор находятся под строжайшим запретом.

Наша последняя встреча будет посвящена одному из самых скандальных классиков американской литературы – Уильяму Берроузу. Попытаемся осмыслить концептуальные основы его инфернальной эстетики, обсудим сущность метода нарезок, лежащего в основе его творчества, рассмотрим его связь с сюрреализмом и особую роль в битническом движении. В конце концов, попытаемся понять, почему проза Берроуза, вопреки жесточайшей цензуре, продолжает пользоваться огромным спросом среди отечественных ценителей художественного слова.

О преподавателе:gasilin

Андрей Гасилин – магистр философии (выпускник философского факультета РГГУ), аспирант Института Философии РАН (сектор аналитической антропологии). Специалист по французской философии XX века и экзистенциализму Жан-Поля Сартра. Круг научных интересов: философская антропология, философия культуры, социальная философия, философия науки и техники. Читает авторские курсы по истории и современным проблемам

Стоимость — 400 р. за лекцию

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*