fbpx


Женщины XX века (Майк Миллс, 2016)

Инесе Понелис

Что вы знаете о фильмах-портретах? Ну да, поколенческих. Их мало, качественных — еще меньше, и последних объединяет один очень важный момент: ТАМ хочется оказаться. Причем не важно совершенно, это ревущие двадцатые, или послевоенные годы, — поколение/десятилетие изображено так, будто это «то самое время», в которое нужно было родиться, чтобы почувствовать… А что, собственно? Счастье? На самом деле, есть еще одна общая черта: поиски места в мире и поиски счастья, так уж вышло, что это важные для человека любого времени вещи.

Так вот, фильм «Женщины XX века» именно такой: поколенческий портрет с особым шармом.

Поговорим о названии: главные героини (их три) разного возраста предстают со своей кучей проблем и тонной обаяния на экране как окружение 15-летнего мальчишки по имени Джейми, и сюжет, по сути, вьет спираль вокруг него. Парень попал в то время, когда сомнения движут всем, а любой парень начинается с матери… И ею тоже движут сомнения.

Мать, Доротея (состаренная Аннет Беннинг), родилась в 1924-м году, пережила военное время и Великую Депрессию, ее сын родился, когда ей было 40, и, отчасти, именно из-за разницы в возрасте ей сложно наладить с сыном связь, которая ей кажется непрочной. К тому же, она растит Джейми одна, и тревожится о том, что не справляется, что заставляет ее закрываться не только от мира, но и от сына, однако, при этом она остается оптимистичной. Она много курит, работает с биржевыми показателями, делает затяжной ремонт в большом доме и устраивает веселые ужины.

Есть Эбби (Грэта Гервиг), квартирантка Доротеи, на 9 лет старше Джейми. Она творческая личность, пережившая рак, ищущая себя то поступательно, то агрессивно, она слушает группы, которые поют, зная, что петь не умеют, ярко одевается и много фотографирует. Она из поколения девочек, чьи матери лечились от бесплодия опасным препаратом, гарантирующим рак их детям. Но зато тогда еще не слышали о ВИЧ. Конечно, она влияет на мальчика, она просвещает его, или просто посвящает в истории из своей жизни, чему-то учит, что-то показывает, иногда это даже открывает ему глаза.

Есть еще Джули (Эль Фаннинг), она на пару лет старше Джейми, и они дружат с детства. Ее мать — психолог, это модно, популярно, и даже иногда полезно, но только не для Джули. Она старается быть сильной и свободной от всех чувств, она закрытая и тихая, хотя внутри, конечно, прячет то же, что и прочие обладатели тихого омута. Она очень близка Джейми — до тех пор, пока он не поймет, что это ближе дружеской связи. Она мечется в поисках чего бы то ни было — себя, или ощущений, или той самой силы со свободой, и ей приходится непросто.

Вот три возраста женщин, которые мучились сомнениями в 70-х гг. И отыгран этот портрет десятилетия прекрасно: неуклюже высокая, сутулящаяся, лопоухая и с челкой на глазах Эль; красноволосая Грета, чья мимика почему-то чертовски напоминает трогательную физиономию Джареда Лето в фильме Аронофски (тоже фильм-портрет, кстати); Аннет Беннинг, замечательная нестереотипная мать, которая отлично вливается в бегущие 70-е, которая стремится узнать сына через музыку, которую он слушает, через разговоры с его друзьями, через экскурс по современности от квартирантки. Просто прекрасно сработано! Смотреть на игру этого актерского состава — одно удовольствие. Кстати, Джейми отлично сыграл Лукас Джейд Зуманн, у которого прежде не было ролей в масштабных кинопроектах, так что наверняка после этого фильма он отхватит ролей получше и посерьезнее. Но его характер и типаж необязательно проговаривать, ведь в названии фильма нет ни слова про мужчин (хотя он ох как хорош и ох как важен!), а еще пусть останется хоть какая-то интрига для зрителя.

Отлично передана атмосфера тех годов, времени сомнений в Соединенных Штатах. Волшебно и наркотически выглядят поездки на авто куда бы то ни было, занимательно разнообразие костюмов, ярче всего говорящих о том времени, звучит прекрасная музыка группы «Talking heads», и очень обворожителен юмор этой картины, который позволяет приобщиться к атмосфере довольно непростой и болезненной — если бы  только не солнце и усмешка.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*