Вопросам взаимоотношений науки и религии традиционно уделялось достаточно много внимания в обществознании, в том числе и отечественном.Существует огромное количество текстов на этот счет и еще большее их количество будет написано. Однако основная их масса касается в основном проблематики «естественнонаучной», уж больно впечатляющим для исследователей оказался казус Галилея…. Исследованию же взаимодействия, взаимовлияния обществознания и, говоря несколько шире, «человековедения» в целом и религии повезло гораздо меньше. Данный курс представляет собой одну из попыток восполнить данный пробел.

Часть IРелигиозная философия и ее особенности — 11 апреля в 19-30

Почему не нужно путать философию религии и религиозную философию.

Отношение «Бог — человек — мир» как основной предмет религиозно-философской мысли. Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии: Высшее бытие как предмет разума. Разум и вера, разграничение компетенций религиозной философии и теологии. Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии: сакральное и мирское; личность и Святыня; личность и ценности; религиозно-философская антропология о телесно-душевно-духовной природе человека; религиозная этика; осмысление духовно-нравственных основ социальности.

Часть IIФилософия Иудаизма — 18 апреля в 19-30

Еврейская предфилософская мысль в раннебиблейских текстах. Античная еврейская мысль: Филон Александрийский. Философские интенции Торы и Талмуда. Еврейская философия в средние века (Каббала, Шломо Иехуда ибн Габироль, Моше бен Маймон и др.). Связи греческой, арабской и еврейской философий. Еврейская мысль в эпоху Возрождения и Новое время. Хасидизм и хабад. Влияние европейской философской мысли на еврейскую. От Льва Шестова до Мартина Бубера: еврейский экзистенциализм.

Как строить жизнь, не утратив веру после Холокоста? — религиозная философия Иудаизма наших дней.

Часть III. Православная религиозная философия — 25 апреля в 19-30

Византийский период. Иоанн Дамаскин и «православная схоластика». Исихазм. Григорий Палама и мистическое озарение как единственное средство познания божественной истины исихастами. Учение Григория Паламы о двух модусах Бога. Почему рационально-схоластическая тенденция так и не приобрела в русском православии заметного влияния в отличие от исихазма: закат Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской духовных академий. «Единство мира — вне мира»: Академическая философия. Метафизика всеединства: исходные принципы философской концепции В. С. Соловьева. «Столп и утверждение Истины» П. А.Флоренского: истина как сверхрациональная целостность.

Божественное Ничто как центральная онтологическая проблема религиозной философии С. Н.Булгакова. Учение о софийности мира: слияние Софии и Ничто как акт миротворения. Новое религиозное сознание. Православный персонализм Н. А. Бердяева.

Часть IV. Католическая религиозная философия — 16 мая в 19-30

Две фундаментальных тенденции в католической философии. Томизм и Неотомизм. Принцип гармонии веры и разума. Три формы постижения истины неотомизма: наука, философия и теология. Неотомистское учение о бытии. Неоавгустинизм, основныепринципы: признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; учение о непосредственном отношении между Богом и человеком;

выдвижение на первый план эмоционально-интуитивных средств познания; сосредоточение внимания на проблемах отдельной личности. Мир в процессе постоянного изменения: Философско-теологическая интерпретация природы П. Тейяр де Шардена. Тейярдизм.

Часть VПротестантская религиозная философия  и теология — 23 мая в 19-30

Протестантская ортодоксия: Мартин Лютер, Жан Кальвин и их сподвижники. Либеральная теология  XIX -начала ХХ в. Карл Барт и рождение Диалектической теологии. Рудольф Бультман и концепция демифологизации христианства. «Миф» и «керигма».  Пауль Тиллих и возникновение «секулярной теологии». Концепции «секулярной теологии» и «теологии смерти Бога» : от Бонхеффера до Альтицера. Харви Кокс и «похороны религиозного мировоззрения».  «Феминистская теология» и конец «христианского андроцентризма». Теология процесса: «биополярная» концепция Бога. Посттеистическая и деконструктивистская   теология. Эсхатологическая теология и Теология надежды. Фундаментализм. Контекстуальная теология.

Часть VI. Формирование исламской философии и теологии в IX — XII вв. Спор о предопределении: джабариты и кадариты — 30 мая в 19-30

Мусульманская спекулятивная теология — Калам. Мутакаллимы: «Следуй одному только разуму». Школы Калама. Мутазилиты: утверждение приоритета разума над верой и сотворенности Корана — «Аллах творит только наилучшее». Ханбалитство как традиционалистская реакция на распространение мутазилитской доктрины. Ашаризм как компромиссная точка зрения. Суфизм (тасаввуф)-что это такое и когда он возник? Идейно-теоретическая основа суфизма. Суфизм — это Ислам? Абу Хамид аль-Газали (1058 — 1111) и доказательства «праведности» суфизма. Религиозно-философские воззрения в шиизме. Основные положения шиитской доктрины власти: имамат как важнейшая космическая сила и эманация вечного божественного света. Арабское Возрождение (Нахда): религиозно-философские и теологические воззрения в реформаторском движении Ислама. Концепция

Часть VII. Буддийская философия — 6 июня в 19-30

Два типа философских школ в буддизме. Философия хинаяны. Учение о дхармах — центральная концепция буддизма. Нирвана — «инобытие» по отношению к бытию человека. Условия наступления просветления. Философия махаяны. Концепция Абсолюта. Будда Шакьямуни как эманация «тела Дхармы». Учение о трех «телах» Будды.  Нирвана: не «успокоение» дхарм, но состояние психики буддиста. Два течения классической махаяны:мадхьямака (шуньявада) и виджнянавада (йогачара). Специфика философских взглядов Нагарджуны и Васубандху.

Часть VIII. Оккультизм и его философия. Исторические и теоретические корни оккультизма— 13 июня в 19-30

Оккультизм и его философия. Исторические и теоретические корни оккультизма.

Теософия. Деятельность Е. П. Блаватской (1831 — 1891) и созданного ею Теософского общества. Учение Е. П. Блаватской: «Тайная Доктрина».  В чем разница между теософической наукой и обычной современной наукой с точки зрения Е. П. Блаватской. Космология и антропогенез в теософии. Теософское Учение о человеке. Учение о высших мирах. Антропософия и ее основатель, Р. Штайнер (1861 — 1925). Конфликт с Теософским обществом  и основание в 1913 г. «Всеобщего антропософского общества». Учение о человеке как существе семичленном. Учение о сверхфизических мирах.  Теория познания Р. Штайнера. Агни Йога, или Живая Этика. Структура и функции текстов Живой Этики. Учение о высших мирах. Учение о космической иерархии. Учение о человеке.

Лектор:

Дмитрий Багдасаров. Преподаватель, доцент кафедры философии МГТУ «СТАНКИН», более 12 лет читает авторские курсы «Философские вопросы виртуальной реальности и искусственного интеллекта», «Философские проблемы современности», «Философские проблемы естественных наук», «Философия религии», «Религиоведение», «Философия политики» и т.д.

«Начинал преподавательскую карьеру с чтения курса «История религий» в МГУ, еще будучи аспирантом, закончил философский факультет в 1993 году по кафедре философии религии и религиоведения, там же и защищался четырьмя годами позже, диссертацию делал по творчеству Жака Маритена, замечательного французского неотомиста, кстати, в приложениях к этой диссертации едва ли не первые переводы его текстов на русский язык… Параллельно учился во французском университетском колледже при МГУ , в котором довелось слушать лекции таких «звезд», как Деррида, Бодрийяр, Эко, Кристева, Хальтер… Мне очень повезло с учителями и на факультете, где мне удалось прослушать курсы у Вячеслава Всеволодовича Иванова, Аарона Яковлевича Гуревича, Михаила Левоновича Гаспарова (потрясающий курс истории русской поэзии…), Елеазара Моисеевича Мелетинского, Сергея Сергеевича Аверинцева…., ну а курс «Введение в православное богословие» я сдавал тогда еще совсем молодому, но уже подающему большие надежды клирику…отцу Андрею Кураеву….
На сегодняшний день я вхожу в число 10 самых популярных и высокооплачиваемых преподавателей своего вуза со своим собственным фан-клубом…, но…всегда хочется чего-то еще…. В последнее время мне все чаще хочется вернуться к истокам… Тем более, что определенная часть наработанного мною материала не входит в формат преподавания философских дисциплин в техническом вузе. Например, философское и религиоведческое исследование кино…в конце концов, не одному же Славою Жижеку этим заниматься.»

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

Можно оплатить заранее 400р. —

Name:
email:
phone:
Yandexkassa

или записаться +7 910 478 65 54 и оплатить на месте

Сообщите нам, что придете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *