fbpx


Цикл лекций «Модерн многоликий: стиль эпохи»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

На «повороте столетий» всегда происходят мощные изменения,  на рубеже XIX-XX веков мир стремительно менялся благодаря промышленной революции. Вызовы времени заставили иначе посмотреть на формирование архитектурной и предметной среды, активизировать поиски художественного языка эпохи. Среди мастеров модерна плеяда замечательных и удивительных людей – Виктор Орта и Анри ван де Вельде, Рене Лалик и  Гектор Гимар, Альфонс Муха и Отто Вагнер, Йозеф Ольбрих и Густав Климт, Чарльз Макинтош и Арчибальд Нокс, Фёдор Шехтель и Лев Кекушев, Август Эндель и Герман Обрист, Рихард Римершмид и Михаил Эйзенштейн, Луис Доменек-и-Монтанер и Антонио Гауди-и-Руис, которые, в буквальном смысле, преобразили облик европейских городов и изменили культурный ландшафт, придав и тому, и другому – изящество и оригинальность. Несмотря на приоритет принципа рукотворности в создании предметной и интерьерной среды, художники и архитекторы искали не только способы возрождения старинных традиций, но и внедряли инновационные материалы и технологии.

Курс рассчитан на широкую аудиторию, поддержан мультимедийным форматом презентаций, который позволяет познакомиться с творчеством архитекторов, скульпторов, графиков, живописцев, дизайнеров, стекольщиков и краснодеревщиков, мастеров керамики и ювелиров. Курс состоит из 12 лекций:

  1. 10 городов модерна.
  2. Виктор Орта и бельгийский ар нуво.
  3. Ар нуво: парижская школа и ее мастера.
  4. Эмиль Галле и Луи Мажорель: школа Нанси и ее мастера
  5. Альфонс Муха и пражский модерн.
  6. Уильям Моррис и modern style.
  7. Чарльз Макинтош и школа Глазго.
  8. Густав Климт и венский сецессион.
  9. Герман Обрист и Август Эндель: югендстиль и его мастера.
  10.  Карло Бугатти и Джино Коппеде: либерти и его особенности.
  11. Антонио Гауди и мастера каталонского модерна.
  12. Луис Тиффани и Луис Салливен: американский модерн

Лекция 1.  10 городов модерна. —  17 января  в 19-30

Европейская ассоциация стиля модерна  или RANN  внесла в свой реестр 80 городов, в которых эта стилевая система получила максимальное развитие. И вполне возможно, что  этот перечень  может как расширится, так и стать чуть меньше, поскольку время беспощадно,  и не все  усилия сохранить наследие прошлого  приводят к адекватным результатам.

На лекции мы поговорим  о 10  европейских и городах, где стиль ар нуво  получил максимальное развитие, узнаем, какие архитекторы формировали облик города на рубеже XIX –XX веков,  какие здания были признаны образцовыми  в профессиональной среде и почему,  как влияли национальные традиции  на становление регионального модерна,  в чем общее и особенное  проявления стиля в зависимости от культурного контекста.

Лекция 2. Виктор Орта и бельгийский ар нуво. — 24 января в 19-30

Родоначальником ар нуво принято считать бельгийского архитектора Виктора Орта, который поставил под вопрос классическую ордерную архитектуру, предложив новый подход к формированию пространства, где каждый элемент – и конструктивный; и декоративный – подчинены единому художественному образу. Не только архитекторы и художники, но и критики оценили уникальность новой стилистики ар нуво. «Сейчас в Брюсселе, — писал критик и искусствовед Людвиг Хевеши, — живет самый вдохновенный из современных архитекторов Виктор Орта. Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома господина Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Дом очень прост и логичен. В нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием».

О том, почему Брюссель в 1880-1890-х годах был центром художественной культуры Европы; как повлияло электричество на мир искусства; почему стекло и чугун стали любимыми материалами творчества бельгийцев; почему возник новый тип частной архитектуры – «дом для любителя искусств»; в чем особенности «свободной планировки»; о влиянии африканской культуры на новое искусство и работы Филиппа Вольферса; о том, какие шедевры Анри ван де Вельде, Виктора Орта, Поля Анкара, Гюстава Стровене, Поля Коши, Гюстава Серрюзье-Бови вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 3. Ар нуво: парижская школа и ее мастера. — 14 февраля в 19-30

26 декабря 1895 года в Париже открылась художественная галерея Зигфрида Бинга, в которой не только продавались произведения традиционного искусства Китая и Японии, но и выставлялись работы французских художников Огюста Родена, Тулуз-Лотрека, Альфонса Легро, Эдуарда Вуйяра, Шарля Конде и др. Интерьер галереи оформлял бельгийский архитектор Анри ван де Вельде, а витражи сделал американский художник Луис Тиффани. Называлось модное место Maison De L’Art Nouveau.

О том, как оберточная бумага повлияла на стилистику французского ар нуво; о путешествиях братьев Гонкур и работах Кацусика Хокусая; об архитектуре Парижа и Гекторе Гимаре; почему выходы парижского метрополитена прозвали «порнографическими», а чей дом прозван «беспорядочным»; о значении флористического орнамента в синтезе искусств; о Всемирной выставке в Париже 1900 года; — об этом и много другом мы поговорим на лекции.

Лекция 4. Эмиль Галле и Луи Мажорель: школа Нанси и ее мастера.  — 21 февраля в 19-30

Один из центров развития французского ар нуво — Нанси, небольшой город в Лотарингии, в котором Эмиль Галле основал стекольную фабрику. Это событие оказало заметное влияние на развитие Нанси в дальнейшем, столь же значимое, как и основание в 1901 г. местного объединения промышленных искусств — «Alliance provinciale des Industries d’Arts», в программу которого входило объединению традиций ручного труда и новых потребностей индустриального века.

О «прозрачном периоде» в творчестве Галле и разных техниках работы со стеклом — «лунный свет», мартеле и маркетри; об ажурных работах Виктора Пруве и поэзии металла; почему вещи научились говорить на языке поэзии; о фантазиях братьев Дом и успешной маркетинговой политике бренда Daum; чем удивляли работы Анри Берже, Анри Биго и Эжен Валлен; об экспериментах в мебельном производстве Луи Мажореля и его удивительном дом, построенном Анри Соважем; об Эжене Корбене и музее школы Нанси; — обо всем этом мы поговорим на лекции.

Лекция 5. Альфонс Муха и пражский модерн — 28 февраля в 19-30

Работы Альфонса Мухи можно увидеть на обложке обыкновенного блокнота и  новомодного скетч-бука, на футболке известного бренда и на фарфоровой кружке. Эти образы столь популярны, что давно стали симулякрами. Когда-то они восхищали не только европейскую публику,  но и американскую. Издатели обеих континентов предлагали выгодные условия сотрудничества, производители весьма разнообразной продукции —  от сухого молока до бисквита и игристого шампанского  —  заказывали рекламу, влиятельная и богатая публика заключала контракты на  оформление своих вилл, а красотки хвастались украшениями французского ювелира Жоржа Фуке, выполненными по эскизам Альфонса Мухи, правительство Чехословакии доверило ему художественное формирование нового дизайна денежных купюр и почтовых марок.

На лекции мы поговорим не только о живописи и графике Альфонса Мухи, его страстном увлечении фотографией и огромном фотоархиве;  но и выясним, в чем особенности выразительного языка художника, и как происходила трансформация «стиля Мухи»;  увидим работы, которые мастер считал самыми важными и значимыми в своей жизни – «Отче наш» и «Славянская эпопея», изучим особенности его  подхода к «Documents Decoratifs», поймем, почему творческий тандем французского ювелира Фуке и Мухи был столь длительным и плодотворным, а также увидим интерьерные работы мастера.

Лекция 6.  Уильям Моррис и  modern style

Английский модерн отличается от общеевропейского. Викторианское общество определяло ритм и характеристики художественных изменений. Однако движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов и эстетическим движением, получили максимальное развитие в руках талантливого Уильяма Морриса, который создал «Arts&Crafts» — структуру, которая станет впоследствии образцовой для всего мирового художественного сообщества.

Об экспериментах британских архитекторов Филиппа Уэбба, Чарльза Войси и Хью Бэйли Скотта; почему Red House стал пощёчиной общественному вкусу; о кельтских корнях графических и дизайнерских работ Арчибальда Нокса; о том, почему «Павлинья комната» вдохновила Обри Бердслея; о том, за что боролось общество «За высокохудожественную фотографию»; о творчестве Уолтера Крейна;  — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 7. Чарльз Макинтош и Школа Глазго.

Ядром школы Глазго была «группа четырех» – Чарльз Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Макдональд. Эта группа создала неповторимый стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и графике, который получил признание в Европе и России, но вызывал отчаянные споры в Британии. Несмотря на то, что многие реализованные проекты школы Глазго погибли в горниле истории, остальные как, например, Школа Искусств Глазго (Glasgow School of Art), Хилл Хауз (Hill House), Школа на Скотланд-стрит (Scotland Street School), сейчас признаны выдающимися памятниками архитектуры.

О традициях сельского шотландского жилища и особенностях «баронского стиля»; о журнале Evergreen и влиянии кельтского искусства; об истории строительства здания для самой крупной Школы искусств в Глазго и структуре образования в стенах этого учреждения; о проекте чайной комнаты на Ивовой улице; почему дети в Scotland Street School всегда ходили в сухих пальто; и почему стулья Макинтош продаются за сто тысяч фунтов; как изменились чайные традиции и о проекте «Чайных комнат», – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 8. Густав Климт и венский сецессион.

Густав Климт стал первым председателем венского Сецессиона — объединения, объединившего не только молодых, но и маститых архитекторов и художников — Отто Вагнера и Йозефа Ольбриха, Макса Курцваля и Эрнеста Штёра, Макса Фабиани и Йоже Плечника, Павла Янака и Оскара Кокошки, Эгона Шиле и Яна Котера. Протестуя против догматичности академического искусства, они развивали новый стиль, который называли «стилем практической полезности», в котором яркая выразительная художественная форма соединилась с подчеркнутой функциональностью; а геометрическая ясность с лаконичной декоративностью.

На лекции мы поговорим не только о живописных, графических и интерьерных работах Густава Климта, особенности его творческой манеры и влиянии на европейское искусство, но и о значимости трибуны Сецессиона — журнала «Ver Sacrum» и его главном редакторе Альфреде Роллере; знаковых и малоизвестных работах сецессионистов – Отто Вагнера и Макса Клингера, Йозефа Ольбриха и Карла Молля, Коломана Мозера и Йозефа Хоффманна; о том; почему вагнеровская школа повлияла на формировании петербургского и московского «модерна»; о Венских мастерских и реформировании художественных ремёсел.

Лекция 9. Герман Обрист и Август Эндель: немецкий югендстиль и его мастера.

Журнал Jugend пользовался большой популярностью и в Германии; и за рубежом. Его издатель Георг Гирт стремился не только объединить баварских, немецких и австрийских архитекторов и художников, но и сотрудничал с русскими — Константином Сомовым, Иваном Билибиным, Львом Бакстом. Успех мюнхенского издания был столь велик; что по его образцу были созданы и «Мир искусства», и «Золотое руно».

Почему югендстиль получил развитие больше в Мюнхене, Дармштадте и Веймаре, но не в Берлине; какие проекты Петера Беренса, Рихарда Римершмидта, Пауля Бруно, Бернхарда Панкока, Германа Обриста и Отто Экмана вошли в сокровищницу европейского модерна; почему Франца фон Штука называли «королем художников»; почему типографский станок стал символом эпохи; как повлияла японская каллиграфия на формирование выразительного языка стиля; — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лекция 10. Карло Бугатти и Джино Коппеде: итальянский либерти и его особенности.

Чтобы помочь посетителям английского модного магазина Liberty сориентироваться в запутанной планировке здания, в 1970 году был издан специальный буклет «Как не потеряться в «Либерти»!». Действительно, во все времена, начиная с его открытия в 1875 году, здесь было, на что посмотреть и где заблудиться! Особенных успехов достигло миланское отделение торгового дома «Либерти», и со временем целое направление в итальянском искусстве стало носить это имя.

Почему Карло Бугатти считали «восточным романтиком»; чем отличалась Международная выставка в Турина от европейских сессий; как улитки определили форму комнаты; какие принципы стали основополагающими при проектировании римского квартала Джино Коппеде; о чем мечтали Сегантини Джованни, Галилео Чини и Антонио Сант-Элиа, и в чем особенность «Новых устремлений»; — об этом мы поговорим на лекции.

Лекция 11. Антонио Гауди и мастера каталонского модерна.

В 2017 состоялось долгожданное открытие – вилла Висенса стала доступна для посещения, и теперь каждый может увидеть  одно из первых творений Гауди. Многие проекты каталонских мастеров удостоены чести быть в списке культурного наследия ЮНЕСКО.

На лекции мы увидим разные проекты  каталонских мастеров Доменека-и-Монтанера, Пуч-и-Кадафалка, Жозепа-и-Жужоля, Гауди-и Корнета — Замок трех драконов, Дворец каталонской музыки, дом Лео Морера, парк Гуэля и Храм Святого семейства и многие другие, поговорим в чем особенность каталонского модерна и уникальность выразительного языка художников, как дальше развивалась органическая архитектура и случится ли канонизация Гауди.

Лекция 12. Луис Тиффани и Луис Салливен: американский модерн

Луис Тиффани получал заказы от нью-йоркского богача Генри Хэвемайера, промышленного магната Эндрю Карнеги, мультимиллионера Корнелиусу Вандербильта, писателя Марка Твена и американского президента Честера Алана Артура. Тиффани не только блистательно продолжил семейное дело, но и дал имя целому направлению, объединив вокруг себя талантливых архитекторов и художников, которые стремились выразить дух нового стиля.

О влиянии исламского искусства на американский модерн; об интерьерах Белого дома в Вашингтоне и стеклянной часовне в Чикаго; о цитадели Самуэля Клеменса в Хартворде; о работах Джона ла Фаржа и Огастеса Сент-Годенса; о Джорже Артуре Нэше и разработке стекла фавриль; об инновационном сплаве пчелиного воска и олова; о собственном доме Тиффани в Оустер-Бэй и отеле Four Seasons; об экспонатах Morse Gallery of Art и Chrysler Museum; о развитии компания Tiffany; о небоскрёбах и банках Луиса Салливена; инновациях Фрэнка Ллойда Райта; — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор:  Елена Рубан – культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость лекции — 500р.

записаться +7 910 478 65 54 и оплатить на месте

Подпишитесь на нашу рассылку


Комментарии

Гандхарва

Модерн — это, пожалуй, не просто событие в стиле, а уникальное событие — по крайней мере, для меня. Это фантастически красиво и романтично, это уводит в Те Миры, в которых каждый из нас хотел бы окунуться и насладиться ими. И Это обязательно когда-то произойдёт — рано или поздно, но это обязательно будет!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*