fbpx


Авторский курс Андрея Гасилина — «В чертогах Разума: Философия Нового времени»

new_age-00

Интерес к происхождению и устройству человеческого разума был свойственен философам с глубокой древности. Но только в XVII веке Разум как сама суть человеческого и источник познания оказался в центре философского осмысления. Знаменитое «Cogito ergo sum» Рене Декарта не только заложило эпистемологические основания современного научного метода, безмерно обогатившего мировую культуру, но и породило самого новоевропейского субъекта – в современном его понимании.
Этот курс мы посвятили одной из самых плодотворных эпох в истории человечества, подарившей миру блистательных колоссов философской мысли: Френсиса Бэкона, Бенедикта Спинозу, Джона Локка, Блеза Паскаля, Николя Мальбранша, Томаса Гоббса и многих других. За каждым из этих имён стоит особый взгляд на мир, оформленный в целостной философской системе. В ходе курса мы рассмотрим архитектуру каждой из этих систем, содержание ключевых концепций и то, как каждая из них объясняет природу человеческого разума.
Курс ориентирован на широкий круг слушателей, интересующихся историей западной философии и классической теорией познания.

Содержание курса:

Лекция I : Рационализм Рене Декарта (90 мин.)

Лекция II : Монизм Бенедикта Спинозы (90 мин.)

Лекция III : Индуктивизм Френсиса Бэкона (90 мин.)

Лекция IV : Антропология Блеза Паскаля (90 мин.)

Лекция V : Материализм Томаса Гоббса (90 мин.)

Лекция VI : Окказионализм Николя Мальбранша (90 мин.)

Лекция VII : Эмпиризм Джона Локка (90 мин.)

Лекция VIII: Плюрализм Готфрида Лейбница (90 мин.)

Лекция I : Рационализм Рене Декарта — 11 марта в 15-00

new_age-01

Рене Декарт по праву считается одним из родоначальников науки Нового времени, положившим в основу научного познания аксиоматическую ясность и достоверность очевидности. Отринув эклектику противоречивых мнений и диктат авторитетов древности, Декарт предложил начать научное познание с чистого листа, руководствуясь лишь здравым смыслом, опираясь на ясные и бесспорные истины, следуя методу, доступному каждому.
Нашу первую встречу мы посвятим началам европейского рационализма и человеку, заложившему концептуальные основы эпохи модернити – Рене Декарту. Обратимся к основному философскому сочинению Декарта, трактату «Рассуждение о методе»; обсудим проблему картезианского дуализма и различные подходы к её решению, сложившиеся в европейской теории познания.

Лекция II : Монизм Бенедикта Спинозы — 18 марта в 15-00

new_age-02

Несмотря на краткую жизнь и сравнительно небольшое количество трудов, Бенедикт Спиноза считается одним из самых влиятельных философов Нового времени, чьё учение вдохновляло многие поколения мыслителей и не потеряло актуальности до сих пор. Испытав сильнейшее влияние античных стоиков с одной стороны и философии Декарта – с другой, Спиноза разработал удивительно целостную концепцию разума, позволившее преодолеть противоречия картезианского дуализма с помощью понятия единой Субстанции.
В этот раз мы рассмотрим монизм Бенедикта Спинозы. Выясним, почему для написания своей «Этики» Спиноза использовал геометрический метод; обсудим, как Спиноза понимал свободу и в чём видел высшее предназначение человека; рассмотрим влияние Спинозы на теорию познания XX века.

Лекция III : Индуктивизм Френсиса Бэкона — 25 марта в 15-00

new_age-03

Английский философ и государственный деятель Френсис Бэкон был одним из архитекторов здания современной науки. Восстав, подобно Декарту, против бесплодной схоластики и раболепства перед авторитетами древности, Бэкон призвал очистить науку от предрассудков и домыслов, снабдив учёных надёжным методом познания, основанном на достоверности чувственных впечатлений. Научный метод Бэкона, названный в последствии эмпиризмом, стал основным конкурентом рационализма Картезия. Современники сравнивали Декарта с пауком, плетущим паутину научной теории из собственного разума, а Бэкона – с трудолюбивой пчелой, наполняющей соты научного знания нектаром эмпирических данных.
В этот раз мы обратимся к философии науки Френсиса Бэкона и его теории познания. Обсудим учение о четырёх идолах, рассмотрим пафос и логику трактата «Новый органон», поговорим о методологии естественных наук, и выясним, какую роль в её становлении сыграла философия науки Френсиса Бэкона.

Лекция IV : Антропология Блеза Паскаля — 1 апреля в 15-00

new_age-04

Будучи известным учёным и одним из крупнейших мыслителей своей эпохи, Блез Паскаль не разделял слепой веры во всесилие науки, господствовавшей в то время в кругу европейских интеллектуалов. «Мыслящий тростник» – так определял человека Паскаль, подчёркивая эфемерность человеческого бытия и несоизмеримость его проектов с пугающей бесконечностью Вселенной. Парадоксальная философия Паскаля, столь несвоевременная для своей эпохи, стала предтечей таких популярных течений XIX и XX столетий как экзистенциализм и философия жизни.
В этот раз мы рассмотрим жизнь и творчество Блеза Паскаля. Обсудим основные идеи его знаменитых «Мыслей», посмотрим, как повлияли на его позицию связи с Пор-Роялем и тесное сотрудничество с янсенистами. Помимо прочего, оценим вклад Паскаля в развитие экзистенциальной традиции и вклад в современную философскую антропологию.

Лекция V : Материализм Томаса Гоббса — 15 апреля в 15-00

new_age-05

Томас Гоббс был настоящим учёным-универсалом, сделавшим значительный вклад как в политическую философию своего времени, так и в теорию познания. Его «Левиафан» представляется многим эталоном политического трактата. Несмотря на длинный путь, пройденный политической философией с XVII века, это сочинение не потеряло актуальности до сих пор. Политические взгляды Гоббса находятся в завидном согласии с его научным подходом, ставящим крест на любых формах метафизики – многие его положения предвосхищают позитивизм XIX века.
Наша очередная встреча будет посвящена теории познания Томаса Гоббса. Обсудим, чью сторону занимает Гоббс в средневековом споре реалистов и номиналистов, как его философия языка коррелирует с проблематикой логических позитивистов XX века и его собственной политической теорией.

Лекция VI : Окказионализм Николя Мальбранша — 22 апреля в 15-00

new_age-06

Будучи внимательным читателем Декарта и сторонником картезианского рационализма, Николя Мальбранш не ограничился простой популяризацией декартовского метода, разработав собственную философию сознания. В попытке преодолеть противоречия картезианского дуализма, эта философия предложила оригинальную трактовку сознания, в которой связь «внешнего» и «внутреннего» миров реализуется посредством непрерывного божественного вмешательства. Впоследствии данная концепция получила название – «окказионализм».
Эту встречу мы посвятим учению о двух субстанциях Николя Мальбранша. Обсудим основные идеи его главной работы – философского трактата «О разыскании истины». Сравним теорию познания Мальбранша с окказионализмом Арнольда Гейлинкса и проследим её влияние на дальнейшее развитие философии познания.

Лекция VII : Эмпиризм Джона Локка — 29 апреля в 15-00

new_age-07

Джон Локк известен как один из первых идеологов либерализма. Он сформулировал базовые принципы правового государства, такие как политическая и экономическая свобода всех граждан, верховенство закона и независимость трёх ветвей власти. Впрочем, политической философией интересы Локка не ограничивались: его перу принадлежит одна из наиболее значимых работ по теории познания – трактат «Опыт о человеческом разумении».
Наша очередная встреча будет посвящена одному из столпов британского эмпиризма – Джону Локку. Мы рассмотрим концепцию познания, предложенную Локком, и влияние этой концепции на становление естественных наук. Коснёмся локковской теории общественного договора и той роли, которая она сыграла в «Славной революции» 1688 г.

Лекция VIII: Плюрализм Готфрида Лейбница — 6 мая в 15-00

new_age-08

Статус Лейбница в философии Нового времени противоречив. С одной стороны, он является ярчайшим мыслителем этой эпохи – творцом совершенной по своей красоте и согласованности теории познания, в основе которой лежит понятие изолированной духовной субстанции – монады. С другой стороны, в Лейбницу характерен уже новый стиль мышления, маркирующий его в качестве предтечи будущих гигантов тевтонской мысли – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Тем не менее, эта «пограничность» философии Лейбница не умаляет её исключительной оригинальности и актуальности.
Наша последняя встреча будет посвящена теории познания, предложенной Лейбницем в его «Монадологии». Мы рассмотрим как явные, так и скрытые преимущества этой работы, обсудим концепцию предустановленной гармонии, узнаем, каковы онтологические основания лейбницевского оптимизма.

О преподавателе:gasilin

Андрей Гасилин – магистр философии (выпускник философского факультета РГГУ), аспирант Института Философии РАН (сектор аналитической антропологии). Специалист по французской философии XX века и экзистенциализму Жан-Поля Сартра. Круг научных интересов: философская антропология, философия культуры, социальная философия, философия науки и техники. Читает авторские курсы по истории и современным проблемам

Стоимость — 400 р. за лекцию

Оплатить сейчас — [yk_button sku=»010317154″ price=»400″ description=»«В чертогах Разума: Философия Нового времени»»]

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*