В противовес эклектизму в архитектуре и изобразительном искусстве лучшие умы «конца века» создали уникальный стиль, возникший во всех европейских странах на рубеже XIX и XX веков. Модерн воплотился в архитектурных шедеврах Виктора Орта, Эктора Гимара, Чарльза Макинтоша, Антонио Гауди, символической живописи Густава Климта, Михаила Врубеля, афишах Альфонса Мухи, ювелирном искусстве Рене Лалика. Извилистая линия на гобелене Германа Обриста «Цикламен», которую критики сравнили с «яростными ударами бича», стала визитной карточкой стиля. В экспрессионизме символ утрачивает свою многозначность. И «золотые» картины Густава Климта, воплощающие противостояние неиссякаемой жизни и смерти, сменяют работы Эгона Шиле, в которых проявляется фатальный разлад художника с миром.
Идея английского художника Уильяма Хогарта о том, что S-образная «линия красоты» воплощает гармоничное сочетание единства и разнообразия, лежащее в основе прекрасного, принцип верности природе художественного критика Джона Рёскина, растительные орнаменты прерафаэлита Уильяма Морриса предвосхищают возникновение стиля модерн. Произведения декоративно-прикладного искусства прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти, Уильямса Морриса и Эдварда Берн-Джонса оказали значительное влияние на развитие европейского дизайна. Отказ от прямых углов и линий в пользу плавных, изогнутых и подражание природным формам, присущих модерну, характерны для творчества лидера Движения искусств и ремёсел Уильяма Морриса. Крупнейший представитель модерна в Британии шотландец Чарльз Макинтош, вдохновлённый символизмом и японским искусством, на рубеже веков создал свой собственный, неповторимый линеарный декоративный стиль.
Стилю модерн присущи отказ от прямых линий и углов в пользу «природных» линий, использование стекла и металла, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий, интерьер и архитектура которых должны максимально повторять и продолжать друг друга. «Павлинью комнату» американского художника Джеймса Уистлера, принято считать первым интерьером, выполненным в стиле модерн. Создавая особняк Тасселя в Брюсселе, архитектор Виктор Орта воплотил идеи модерна в камне. Важную роль в развитии Ар Нуво во Франции сыграл последователь бельгийского архитектора Эктор Гимар, оформивший входы в парижский метрополитен. В Париже, «быстро приобретающем индустриальные черты» работы архитектора стали для Сальвадора Дали «символом духовной стойкости». Архитектурные шедевры Ф.О. Шехтеля, В.Ф Валькота и Л.Н. Кекушева – осколки Прекрасной эпохи в Москве. Испанский архитектор Антонио Гауди создал неповторимый причудливо-фантастический стиль на стыке модерна и готики.
Лекция 3 Мюнхенский сецессион: «Люцифер» и «Грех» Франца фон Штука — 10 февраля в 19-00
Во время лекции мы поговорим о творчестве виднейшего представителя Мюнхенского сецессиона Франца фон Штука. Люцифер с горящими, как угли, глазами, захваченная экстатическим танцем Саломея на фоне звёздного неба, олицетворение греха – роковая женщина, вокруг обнажённого тела которой обвивается змей, созданы Францем фон Штуком на рубеже веков, когда христианство утрачивает авторитет, а интерес к греху не ослабевает. Воплощением мечты Штука о преобразовании жизни средствами искусства становится строительство виллы в Мюнхене. «Этот дом есть единое целое от порога до крыши. Здесь нет ничего лишнего, а есть красивая и чистая гармония», – отмечали критики.
Значительное влияние на творчество Штука оказал Арнольд Бёклин. На своих полотнах художник воспроизводит вымышленный мир с тритонами и нереидами. Картина «Остров мёртвых» наполнена многозначной символикой. Остров с высокими кипарисам, окружённый водной гладью Стикса, по которой скользит лодка с загадочными фигурами, становится собирательным образом античной цивилизации и загробного мира.
«Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил», – записал в своём дневнике друг Климта Альфред Басс. В 1897 году Густав Климт возглавил венское объединение художников – Сецессион, символом которого стала Афина Паллада. В 1897–1898 годах Йозеф Мария Ольбрих создал наиболее значимый архитектурный памятник австрийского модерна «Дом Сецессиона», в котором в 1902 был выставлен вызвавший негодование критики и публики «Бетховенский фриз» Климта. Визуальное отображение Девятой симфонии Бетховена и оды «К радости» Фридриха Шиллера воплощает идею того, что искусство ведет страдающее человечество «в идеальное царство чистых наслаждений, чистого счастья и чистой любви». В наиболее успешный для художника золотой период творчества Густав Климт, вдохновлённый мозаиками Равенны и Венеции, создал своё самое известное творение «Поцелуй».
Лекция 5 Эгон Шиле: на острие модерна — 24 февраля в 19-00
Вне всяких сомнений, счастливейшим днём в жизни яркого представителя австрийского экспрессионизма Эгона Шиле стал тот, когда художник записал в своём дневнике: «До марта я шёл путём Климта. Сегодня, я думаю, стал его противоположностью». Во время лекции мы рассмотрим работы Шиле в сравнении с картинами Густава Климта, чтобы понять трансформации, произошедшие в искусстве начала XX века. Многочисленные автопортреты выдают эксцентричный, непростой характер художника, а жизнь виртуозного мастера рисунка определяет его творчество. Мы узнаем, при каких обстоятельствах создавались картины «Объятие», «Смерть и дева», «Семья».
Для росписей Врубеля пришлось бы и храм «в совершенно особом стиле» стиле строить, подытожил художественный критик Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой Владимирского собора в Киеве. Отвергнутые эскизы фресок, поразившие современников своей оригинальностью, стали первыми шагами на пути становления русского модерна. Отдельный павильон для панно Врубеля «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» был вынужден построить впоследствии куратор художественно-оформительских работ Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки меценат Савва Мамонтов. Майоликовое панно «Принцесса Грёза» по сей день украшает здание «Метрополя», созданное пионером московского модерна Л.Н. Кекушевым. В 1890 году Врубель пишет полуобнаженного, крылатого Демона на фоне заката. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» «задумчиво смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». «Демон поверженный», погубивший самого Врубеля, написан в духе модерна более других картин художника.
Знакомство чешского художника Альфонса Мухи с актрисой Сарой Бернар, восхищённой афишей премьеры представления «Жисмонда», позволило моравскому гению сказать новое слово в искусстве модерн. Афиши и декорации к спектаклям «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», костюмы и украшения великой актрисы прославили её возлюбленного. «La Femme Muchas» – роскошные, чувственные и томные женщины Альфонса Мухи наводнили Париж. В результате сотрудничества художника с потомственным ювелиром Жоржем Фуке, разглядевшем изящные украшения на афишах и плакатах Мухи, появились экстравагантные образцы стиля ар-нуво. Также художник оформил торговый дом Фуке, создав изысканную оправу произведений ювелирного искусства.
Анна Никифорова — Редактор в Фонде развития правовой культуры. Автор статей, посвящённых искусству и праву, в настоящий момент Анна работает над диссертацией, освещающей взаимосвязь изобразительного искусства прерафаэлитов и поэзии Альфреда Теннисона. Для более полного понимания творчества художников, эстетики Джона Рёскина она посетила крупнейшие музеи Великобритании и местности, где создавались полотна художников-прерафаэлитов.
Стоимость — 400р.
Добавить комментарий