Анатомия Бога. Введение в социологию сакрального.
Тема сакрального как такового на протяжении всего 20-го века являлась одной из самых обсуждаемых в гуманитарных науках. Ей занимались Э.Дюркгейм, К.Леви-Стросс, Г.Бейтсон, Р.Жирар, Ж.Батай, М.Элиаде, и множество других блестящих умов своего времени – как философов и социологов, так этнографов и исследователей религии.
Что есть сакральное само по себе и всегда ли оно напрямую связано с религией? Как категории « сакрального» и «профанного» регулируют ритмы жизни общества? Как переживание «сакрального» связано с переживанием «социального»?
В рамках лекции мы познакомимся с важнейшими идеями, концепциями и именами, связанными с изучением сакрального и проследим за тем, как менялось отношение к этой проблеме в истории философии.
Основатели философского журнала «Ацефал», Р.Кайуа и Ж.Батай — мыслители столь непохожие друг на друга, — на протяжении многих лет были объединены неугасающим интересом к природе сакрального. Результатом этого интереса стал знаменитый «Коллеж социологии», куда входили философы, литераторы и этнографы. Изучая сакральное разными методами, в разном стиле и на разном материале, Батай и Кайуа разрабатывают каждый собственную систему понимания этого феномена — Батаем создается концепция «непрерывности», развивается тема « сакральной социологии», Кайуа же создает свою классификацию игр, занимается этнографией и придерживается классической дюркгеймовской линии при анализе религиозных феноменов.
«Сакральное» как категория социальной жизни всегда постулировалось в оппозиции с «профанным» — повседневным, обыденным. Мифоритуальные комплексы различных культур и традиций всегда были призваны установить границы «социального времени», урегулировать циклы «священного» и «мирского». Однако сами категории священного и мирского сопряжены с многими другими бинарными оппозициями: накопление- растрата, запрет- предписание, праздник- будний день, очищение – скверна.
В рамках данной лекции мы рассмотрим важнейшие для понимания «сакрального» идеи: «дар» и «потлач» М.Мосса, « священную жертву» Р.Жирара, «чистоту и осквернение» М.Дуглас, а также примеры из мифологии, иллюстрирующие «священное» в различных культурах.
Стоимость посещения — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума
Можно оплатить заранее 400р. — [yk_button sku=»0301171048″ description=»Анатомия Бога» price=»400″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий