Лекция 1. «Абстрактная живопись и архитектура (К.Малевич, В.Кандинский)» — 15 декабря в 19-30

avangard-01

Лекция будет посвящена влиянию идей абстрактной живописи на архитектуру. Принципы выхода архитектуры в пространство и также идеи психологии восприятия цвета и формы были разработаны В. Кандинским и К.Малевичем. Для архитектуры первой трети ХХ века вне зависимости от направления, которых было множество, основополагающими были идеи самоценности плоскости, самоценности цвета и объема. Объем, геометрия конструкции и чистая плоскость стали рассматриваться как нечто ценное само по себе. Мы поговорим о том, каким образом принципы абстрактной живописи по мере своего развития переходили в архитектуру.

Помимо абстрактной живописи важную роль для архитектуры сыграла идея производственного искусства, или отказ от живописи в пользу материального и утилитарно полезного творчества.

Лекция 2. «Братья Веснины. От неоклассики к конструктивизму» — 22 декабря в 19-30

avangard-02

В этой лекции историк архитектуры Тимур Вахитов расскажет о коллективе выдающихся зодчих, сыгравших одну из главных ролей в появлении архитектурного конструктивизма — братьях Александре, Викторе и Леониде Весниных. Александр Веснин, будучи младшим братом, был своего рода идейным лидером этого коллектива. Деятельность его не ограничивается архитектурой — ему принадлежат и театрально-оформительские работы, и художественные произведения, но главной его заслугой стало создание на основе достижений конструкции и техники полноценной выразительной архитектурной системы. А.Веснин вместе с М.Гинзбургом входил в редакционный совет журнала «Современная Архитектура», который на протяжении четырех лет являлся наиболее передовым изданием, посвященным архитектуре.

Проекты братьев Весниных 1922-24 годов опредилили развитие архитектурного авангарда на все последующее десятилетие, но несмотря на их принципиальное новаторство, многие решения имели корни в их дореволюционном творчестве.

Лекция 3. «Моисей Гинзбург. Поиск чистой формы» — 29 декабря в 19-30

avangard-03

В первой половине 1920-х годов словом «конструктивизм» обозначали художественное направление, главной идеей которого было утилитарно полезное искусство, выходящее за пределы живописной плоскости. Первым, кто применил термин «конструктивизм» к архитектуре, был М. Гинзбург.
Главный принцип конструктивизма, как и западноевропейского функционализма, гласил, что если все утилитарные характеристики правильно учтены, форма автоматически получится красивой. Многие конструктивисты, как в художественной, так и в архитектурной области отрицали эстетическую сторону своей работы. Однако несмотря на все это есть в архитектуре М. Гинзбурга и такие особенности, которые уходят корнями в его раннее творчество, связанное с обучением в Миланской академии художеств и изучением памятников древности в Крыму.

В лекции будет говориться о том, чем М. Гинзбург отличался от других последователей функционального метода и какие из его идей получили продолжение в архитектуре последующих десятилетий.

Лекция 4. «Илья и Пантелеймон Голосовы. Другая сторона конструктивизма» — 5 января в 19-30

avangard-04

Архитектурный авангард состоял не только из принципиальных сторонников функционального метода конструктивизма. Некоторые из вошедших в объединение зодчих получили вначале академическое архитектурное образование, и только потом пришли к конструктивизму. К числу таких архитекторов относятся Илья и Пантелеймон Голосовы.
Еще в самом начале 1920-х годов И.Голосов занимался разработкой собственной педагогической системы, известной под названием «теория архитектурных организмов». Его старший брат, Пантелеймон, чье имя пока что мало известно для широкой общественности, обладал своеобразным, неповторимым видением архитектуры, благодаря чему его постройки заметно отличаются от построек других конструктивистов.

Главный вопрос, освещаемый в данной лекции будет заключаться в том, каким образом классическая архитектурная система, пройдя через многочисленные трансформации и преобразования стала основой новаторской системы И.Голосова.

Лекция 5. «Александр Никольский и Петроградская школа авангарда». — 12 января в 19-30

avangard-05

В силу исторических и других причин, наиболее известны в широких кругах имена московских архитекторов-авангардистов. При этом столь же значимой была петроградская школа архитектуры, во многом оппозиционная московской. Одним из главных представителей питерского авангарда был А. Никольский, автор таких построек, как школа 10-летия октября на Тракторной улице, круглой Бани в Лесном и Ушаковской бани «Гигант».
Александр Никольский — выдающийся зодчий, и лишь малая часть его идей умещается в рамки понятий конструктивизма. Собственная система теории и практики была разработана им раньше, чем появилось само понятие конструктивизма в архитектуре. Его «Архсхемы» задали траекторию, по которой развивалась его архитектура на протяжении более чем десятилетия, что, учитывая неоднократные смены творческих установок, можно считать уникальным явлением. Его видение архитектуры уходит корнями в зодчество допетровской руси, в котором он черпал идеи будучи студентом, и которое проявилось в поздних работах в скрытом виде.

Лекция 6. «Николай Ладовский. Психоаналитический метод в архитектуре». — 19 января в 19-30

avangard-06

Конструктивизм не был единственным прогрессивным течением в архитектуре — наряду с ним существовал архитектурный рационализм, основателем которого был Н.А. Ладовский. Творческие установки рационализма кардинально отличались от конструктивистских. Так называемый «психоаналитический» метод рационализма предполагал особое знание или представление об объеме и пространстве, предшествующее зрительному восприятию. Несмотря на своеобразную монополию конструктивизма, архитектурный рационализм был полноценным течением, принципы которого проявились в образовании — Н.А. Ладовский и ряд его учеников являются создателями дисциплины «пространство» во ВХУТЕМАСе. Н.Ладовский был выдающимся педагогом — очевидцы отмечают высочайший уровень работ всех, учившихся под его началом вне зависимости от способностей. Наше представление о его творчестве строится на малой части его работ. Архив Н.Ладовского был полностью утрачен сразу же после его смерти в первый год Великой Отечественной Войны, что существенно обостряет ценность каждого его проекта, каждого эксиза и каждого задокументированного высказывания.

Лекция 7. «Архитектурные фантазии раннего авангарда в России и Европе. 1919-1922 годы. ЖивСкульптАрх и «Стеклянная цепь». — 26 января в 19-30

avangard-07

В лекции будет затронут существенный, но по-прежнему мало иследованный пласт архитектуры ХХ века — архитектурные фантазии конца 1910-х и начала 1920-х годов. Широкое распространение мистических и оккультных учений повлияло на такое движение, как экспрессионистская архитектура.
Во вторую половину 1910-х и начале 1920-х годов в Германии и в 1919-1922 годах в России существовали объединения, чья деятельность заключалась в манифестации новых архитектурных принципов, создании визионерской архитектуры.
Два параллельно существоавших объединения, сходные по своим принципам, но, возможно, не подозревавшие друг о друге, существовали в нашей стране и в Германии — это ЖивСкульптАрх и «Стеклянная цепь».
В лекции будет рассмотрено парадоксальное и неосознанное предвидение архитекторами начала ХХ века тенденций архитектуры новейшего времени, таких, как бионика и нелинейная архитектура.

Лекция 8. «Фабрика «Красное Знамя» Эриха Мендельсона. Уничтожение без сноса». — 2 февраля в 19-30

avangard-08

Имя Эриха Мендельсона стоит в одном ряду с такими архитекторами-новаторами первой половины ХХ века, как Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. Мендельсон — автор известных на весь мир построек — астрофизической лаборатории в Потсдаме (башня Эйнштейна), универмага «Шокен», шляпной фабрики в Люккенвальде. Как и все эти здания, фабричный комплекс «Красное Знамя» был включен автором в монографию о собственном творчестве, вышедшую в 1930 году.
Промышленный комплекс «Красное знамя» — единственная постройка в нашей стране зарубежного архитектора такого масштаба. По поводу ценности некоторых частей комплекса специалистами неоднократно высказывались различные мнения, что связано с отказом Мендельсона от авторства в процессе строительства. Тем не менее, этот промышленный комплекс в значительной мере является реализацией индивидуального видения Эриха Мендельсона. На данный момент вплотную к корпусам фабрики ведется строительство, которое угрожает окончательно уничтожить возможность правильного восприятия этого памятника.

Лектор: Тимур Вахитов

Стоимость — 400р.

Можно оплатить заранее —

Name:
email:
phone:
Yandexkassa

или записаться и оплатить на месте

Сообщите нам, что придете

 

Tagged with:
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>