Философия интересовалась вопросом о смерти ab ovo, возможно даже, сознание своей конечности и стало для человека основанием для дальнейшего построения всех философских конструктов. «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью», — говорит Сократ в диалоге «Федон». Поэтому неудивительно, что орнамент философской мысли обильно инкрустирован танатологическим нарративом, торжественно-мрачно, подобно крупным таинственно мерцающим агатам, заявляющим о себе среди пышных «сюжетов» о благе, счастье, воле, Боге…
Однако не только неизбежная разлука с миром, с его магнетической непостижимостью и богатством заставляет думать о пределе жизни, но и тот ужас, который неизменно охватывает нас, когда мы пытаемся помыслить это Великое Ничто, растворяющее в кислоте небытия смысл всего, что нами было сделано и испытано. С этим ужасом по-своему боролась религия, задекорировав выход из мира фантасмагорическими полотнами, изображающими радости царства Божьего и горести надела Сатанинского. Так, в танатологический дискурс еще прочнее въедается тема бессмертия, занимавшая еще античных философов. И только с развитием науки человечество, пристально взглянув на местами обветшалые религиозные декорации, снесло их в музей. Но, лишившись щадящей оптики, оно с возросшим ужасом стало вглядываться в оголенную смерть, ведь с наполнением жизни новыми возможностями и сложностями, связанными с реализацией этих возможностей, человеку все больше приходится терять с уходом из его личного мирка, который был с таким трудом обустроен. И тут на помощь отчаявшемуся индивиду приходит заматеревшая наука, готовая, в отличие от немощных спекуляций философии и религии, обещать практическое бессмертие, которого только и не хватало для истинного счастья человеку.
Но есть ли реальные основания для «оптимизма»? Понимает ли человечество, с чем вознамерилось бороться и каковы будут последствия попыток возведения очередной вавилонской башни? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе нашего короткого курса, который будет посвящен анализу стержневых для XX века танатологических концепций, представленных в трудах Хайдеггера, Батая и Бодрийяра и явивших собой по своему настроению полную противоположность ликующему пафосу научного иммортализма.
Курс не предполагает глубокого погружения в религиозные и эзотерические основы учения о смерти.
До XX в. триада «жизнь-смерть-бессмертие» продолжала неизменно фигурировать в философских сочинениях, в целом фундируясь в метафизической плоскости. Однако в 1927 г. с выходом книги Мартина Хайдеггера «Бытие и время» вектор дискуссий о смерти и ее смежных «областях» меняет свое направление. Кроме того, третий член парадигмы, т. е. бессмертие, больше не уравновешивает конструкцию – она становится безоговорочно танатоцентричной.
Избрав для своего анализа смерти феноменологический подход, Хайдеггер придает ей статус возможности, обосновывая который, немецкий мыслитель постулирует: смерть является не столько переправой, пределом существования или поствитальным состоянием, сколько элементом самой жизни, т. е. экзистенциалом. На базе этого тезиса конституируется объяснение бытия-к-смерти, как особого – аутентичного – модуса Dasein, безусловно, не имеющего ничего общего с суицидальными настроениями.
Т. о., наша первая лекция будет посвящена разбору смерти как возможности и описанию концепции Хайдеггера бытия-к-смерти, которая противопоставляется ситуации забвения смерти и ее десоциализации.
Вы можете посмотреть онлайн-трансляцию этой лекции, стоимость просмотра трансляции — 300 р.
Неустойчивый эмоциональный фон в Европе между двумя мировыми войнами самым решительным образом сказался на формировании еще одной влиятельной танатологической теории, принадлежащей французскому философу-сумасброду Жоржу Батаю. В своих исследованиях интересующего и нас вопроса он пошел гораздо дальше Хайдеггера, чей голос звучал в нейтральном, среднем, регистре, не срываясь, как у Батая, на экзальтированный фальцет. Как и автор «Бытия и времени» основатель тайного общества «Ацефал» признавал за смертью статус экзистенциала, однако, в отличие от немецкого коллеги, не ограничился описанием функций смерти и общими «рекомендациями» по поводу аутентичного модуса существования. Батай выдвигает радикальный принцип бытия-в-смерти, осуществляемый в порядке растраты и жертвоприношения, которые, однако, в интерпретации философа обрастают исключительно положительными коннотациями. Кроме того, образ смерти, несущей свет жизни, Батай обволакивает декадентски причудливым покрывалом неистового, насильствующего эротизма, явившегося, по мнению мыслителя, наряду с восприятием смерти, благодатной почвой для очеловечения «по-звериному мохнатого неандертальца».
Т. о., в ходе второй лекции мы попытаемся установить, с чем связано формирование подобного эксцентрического понимания смерти и какую трактовку эти идеи получают в наше время.
Вы можете посмотреть онлайн-трансляцию этой лекции, стоимость просмотра трансляции — 300 р.
На излете XX столетия дискурс о смерти настолько маргинализируется, что создается впечатление, будто умирание превратилось в атавизм. Изжила себя культура ношения траура, обрядовая сторона процесса редуцировалась до банального «избавления от тела» с помощью деловитых и находчивых похоронных агентов. Общество в радостном возбуждении собралось у пока закрытых врат вечной жизни. Немодным становится стареть, кончаться, тем более, прилюдно. Если собрался отправиться к праотцам, будь добр – не заставляй других смотреть на это. В эпоху обязательной вакцинации населения идеями практического иммортализма, каждый просто обязан верить в победу над смертью и пошлость умирания. Но так ли просто взять и запретить человеку проститься со старой доброй «традицией» кончаться?
На третьей лекции мы, опираясь на концепцию Бодрийяра, порассуждаем о том, действительно ли мы готовы исторгнуть из своей природы смерть и не ищем ли мы бессознательно уже сейчас способы сберечь наше право на конечность, которое, как обычно, во имя общего блага, стремится изъять из обращения воинствующая наука.
Вы можете посмотреть онлайн-трансляцию этой лекции, стоимость просмотра трансляции — 300 р.
Литература по курсу:
Батай Ж. «Внутренний опыт»
Батай Ж. «Гегель, смерть и жертвоприношение»
Батай Ж. «Радость перед лицом смерти»
Батай Ж. «Слезы Эроса»
Бодрийяр Ж. «Символический обмен и смерть»
Гурко Е. «Тексты деконструкции»
Дени О. «Коллеж социологии»
Кожев А. «Атеизм»
Левинас Э. «Время и Другой»
Нанси Ж.-Л. «Непроизводимое сообщество»
Сюриа М. «Жорж Батай, или Работа смерти»
Фокин С. «Философ-вне-себя. Жорж Батай»
Хайдеггер М. «Бытие и время»
Шпарага О. «Другое будущее, или тайна смерти (размышления о двух стратегиях существования)»
Янкелевич В. «Смерть»
Литература на английском языке по запросу.
Лектор: Анастасия Панарина, магистрантка второго курса Философского факультета РГГУ.
Стоимость просмотра и обсуждения — 400р.
Можно оплатить заранее — [yk_button sku=»281116137″ description=»Цикл лекций о смерти» price=»400″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий