fbpx


Swing low, Sweet Chariot: Прибытие (Дени Вильнев, 2016)

kinopoisk.ru

Кирилл Горячок

Одним утром, пока профессор лингвистики Луиза Бэнкс (Эми Адамс) направлялась на работу в университет, в разных уголках земного шара появились неопознанные объекты из космоса. Власти всех стран озабочены одним вопросом – что нужно пришельцам, каковы их намерения? Полковник Вебер (Форест Уитакер) обращается за помощью к Луизе, уже работавшей с властями и зарекомендовавшей себя как выдающегося специалиста. Вместе с физиком Яном Доннели (Джереми Реннер) они направляется на космический корабль, чтобы лично войти в контакт с существами и попытаться узнать о причинах их прибытия. Причудливый язык гептаподов не имеет человеческих аналогов, и Луизе приходится обучаться ему фактически с нуля. Но власти разных стран долго ждать результатов не намерены и уже готовятся продемонстрировать пришельцам силу.

У экранизации рассказа «История твоей жизни» – главного современного писателя-фантаста Теда Чанга – нелегкая судьба: сценарий долгое время пробыл в «черных списках», а продюсеры считали его слишком сложным для адаптации на экране. Один из ведущих современных голливудских авторов Дени Вильнев («Сикарио», «Пленницы», «Враг») решился взяться за нелегкий проект. Режиссер будущего сиквела «Бегущего по лезвию» еще не пробовал себя в жанре sci-fi, к слову, переживающего последние годы настоящий ренессанс в кино. «Прибытие» продолжает расширять границы кинофантастики, одновременно демонстрируя и ее лучшие качества.

Прежде всего, «Прибытие» выделяется среди множества фильмов о вторжении пришельцев на Землю. Гептаподы стоически выдерживают глупость человечества и спокойно ждут за туманной дверью, пока те научатся их понимать. Столкновение цивилизаций происходит не физическое, но лингвистическое. Луиза работает в поте лица, дабы успеть доложить нетерпеливому начальству послание пришельцев, ее кропотливый научный труд постепенно оборачивается сложным внутренним монологом героини, в котором гептаподы лишь часть огромного комплекса знаков, с помощью них лингвистке предстоит познакомиться с самой собой.

Как и лучшие образцы научной фантастики, «Прибытие» иллюстрирует прибытие человека, а не пресловутых пришельцев. Вильневу удалось удержать в равновесии довольно громоздкую сюжетную конструкцию фильма, вовремя раскрывая карты и  выпуская целую стаю намеков и подсказок. Внешний гуманистический посыл картины не выглядит излишне сентиментальным, поскольку он не утверждает власть человека над иррациональными силами пришельцев, но усложняет и расширяет картину его мира. «Прибытие» подсказывает, что существует альтернатива всему, в том числе нашему мышлению и пониманию времени, которое необязательно должно быть линейным и иметь окончательный финал. Необязательно, что время вообще должно существовать.

Притчевая форма «Прибытия» напоминает религиозную проповедь, пафос которой оправдывается сильной работой оператора Брэдфорда Янга и актерской игрой. Эми Адамс, недавно целовавшая Супермена – другого пришельца-мессию – чувствует себя более чем естественно рядом с гигантскими гептаподами. В целом Вильнев полностью посвящает фильм ее таланту, оставляя ей лучшие сцены в ее карьере.

Пришельцы часто имели подчеркнутый религиозный символизм в кино, олицетворяли то «Второе пришествие», то и вовсе «Страшный суд». Гептаподы «Прибытия» выполняют схожую функцию, но в отличие от, скажем, «Дня, когда Земля остановилась» Роберта Уайза, где пришелец-мессия призван был разрешить чисто внешние конфликты населения планеты, в «Прибытии» существа приглашают людей взглянуть внутрь себя. И это весьма характерная черта современной кинофантастики, актуализирующей важность личной трагедии и способности к ее преодолению в буддистском смирении с вселенной.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*