prerafaelity-00

Неугасаемый интерес к искусству прерафаэлитов обусловлен многогранностью их творчества. Художники Братства прерафаэлитов, основанного в 1848 году, создали картины, радикально отличающиеся от полотен их предшественников. Для раннего прерафаэлитизма характерны яркость цвета, реалистическое отображение действительности, создание полотен на литературные сюжеты. Творчество позднего прерафаэлитизма предвосхитило возникновение эстетического движения. Создавая произведения, посвящённые красоте как таковой, художники обратились к мифам и средневековым легендам.

Лекция 1. Бунт в искусстве и стремление к красоте — 5 ноября в 17-00

prerafaelity-01

Бунт молодых художников Данте Габриэля Россетти, Джона Эверетта Миллеса и Уильяма Холмана Ханта против академизма проявился в их первых полотнах, противоречащих вкусам английского общества XIX века. Смелость и новаторство основателей Братства прерафаэлитов нашли отражение в их манифесте, первым пунктом которого значилось: иметь гениальные идеи и выражать их. В поисках вдохновения художники обратились к искусству до Рафаэля, в котором их привлекали искренность, а также чистота и яркость цвета. Для творчества прерафаэлитов было характерно стремление к синтезу литературы и живописи. Во время лекции вы узнаете, сюжеты каких произведений легли в основу их картин, как художникам удалось добиться яркости своих полотен, как отреагировали критики и современники на религиозную живопись прерафаэлитов, о том, что привело к распаду Братства, и как создавались первые картины в духе эстетизма. Также мы выясним, почему искусство прерафаэлитов остаётся актуальным и в наши дни.

Лекция 2. Картины прерафаэлитов, как отражение английской действительности XIX века — 12 ноября в 17-00

prerafaelity-02

Период творчества художников-прерафаэлитов пришёлся на время расцвета Британской империи, названной, благодаря колониальным владениям, страной, над которой никогда не заходит солнце. Промышленный переворот способствовал не только господству Британии на мировом рынке, но росту безработицы, и «рабству рабочих». Творчество прерафаэлитов противостояло порокам индустриального общества. Во время лекции мы рассмотрим работы Уильяма Хогарта, предвосхитившие появление картинпионера прерафаэлитизма Форда Мэдокса Брауна «Труд» и «Степени жестокости», а также картины Данте Габриэля Россетти «Найденная».  Мы поговорим о стремлении прерафаэлитов выразить проблемы современников, обращаясь к литературным произведениям прошлого и о стремлении художников уйти от повседневности в мир легенд и мифов.

Лекция 3. Бегство в средневековье и возрождение легенд  — 19 ноября в 17-00

The Wedding of St George and Princess Sabra 1857 by Dante Gabriel Rossetti 1828-1882

Увлечение средневековьем охватило все сферы жизни британского общества в XIX веке. В литературе оно проявилось в романах Вальтера Скотта, в изобразительном искусстве в творчестве Уильяма Блейка и прерафаэлитов. Художники и поэты прерафаэлиты  черпали  вдохновение в красоте и духовности средневековья, противопоставляли «старую, прекрасную Англию» новой, где фабричные трубы стали выше шпилей старинных аббатств. Любовь к средневековью объединила прерафаэлитов второй волны поэта, дизайнера и социалиста Уильяма Морриса, художника и иллюстратора Эдварда Коли Берн-Джонса и лидера распавшегося Братства прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти. Они создали полотна, иллюстрации и шедевры декоративно-прикладного искусства на средневековые сюжеты,  воскресив Короля Артура и его рыцарей захороненных на Авалоне забвения.

Лекция 4. Вечная женственность в искусстве прерафаэлитов  — 26 ноября в 17-00

prerafael

Прерафаэлиты подарили миру сотни женских образов. В прекрасной, мёртвой женщине, ставшей единым целым с прерафаэлитским пейзажем на картине Джона Эверетта Миллеса «Офелия», мы узнаём черты Элизабет Сиддал – музы Данте Габриэля Россетти. Художник отождествлял себя  с Данте Алигьери, а любовь к Элизабет с любовью Данте к Беатриче, воспетой в «Новой Жизни» Алигьери. В мифологических персонажах, завладевших воображением Россетти после смерти его Беатриче, запечатлены черты уже другой любимой им женщины – Джейн Моррис. Также художник увлёкся воспроизведением идеальной, чувственной красоты в образах прекрасных женщин в дорогих одеждах и украшениях. Героини мифов и средневековых легенд возникают на полотнах Берн-Джонса. Радикальный взгляд на положение  падшей женщины в викторианском обществе, где проступок женщины считался грехом, а грех мужчины не считался и проступком, проявляется в работах Уильяма Холмана Ханта и Джона Роддэма Стэнхоупа.

Лекция 5. Прерафаэлиты: красота во имя красоты — 3 декабря в 17-00

prerafaelity-05

Полотно Джона Эверетта Миллеса «Осенние листья» 1856 года и акварель Данте Габриэля Россетти «Синяя комната» 1857 года по праву названы первыми полотнами, выполненными в духе эстетизма. Отправной точкой эстетического движения можно считать как время распада Братства прерафаэлитов, так и 1878 год, ознаменовавшийся началом судебного процесса художника Джеймса Эббота Мак-Нейла Уистлера против авторитетного критика Джона Рёскина, сыгравшего значительную роль в возвышении художников Братства прерафаэлитов. Возникновение «культа красоты» в 60-е годы XIX столетия, проявившегося в творчестве художников позднего прерафаэлитизма, Джеймса Уистлера, Фредерика Лейтона, Джорджа Фредерика Уоттса и Альберта Мура можно рассматривать как попытку отрешиться от вульгарного материализма эпохи и создать новый идеал красоты.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Анна Никифорова — Редактор в Фонде развития правовой культуры. Автор статей, посвящённых искусству и праву, в настоящий момент Анна работает над диссертацией, освещающей взаимосвязь изобразительного искусства прерафаэлитов и поэзии Альфреда Теннисона. Для более полного понимания творчества художников, эстетики Джона Рёскина она посетила крупнейшие музеи Великобритании и местности, где создавались полотна художников-прерафаэлитов.

Стоимость — 400р.

Оплатить сейчас — 

Name:
email:
phone:
Yandexkassa

Сообщите нам, что придете

2 Responses to Цикл лекций «Прерафаэлиты: Бунт в искусстве и стремление к красоте»

  1. Ольга:

    Очень понравился синкретичный подход, состоялось не только погружение в британскую живопись и знакомстово со знаковыми произведениями прерафаэлитов, но и полное освещение исторического, политического, культурного, литературного контекста творчества нескольких поколений художников. В итоге получится объемный, комплексный, насыщенный информацией и впечатлениями цикл. Жду новых лекций!)

Добавить комментарий для Пунктум Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *