srednevekovie

Если представить античную философию как залитую солнцем равнину, украшенную плодоносными садами и монументальной архитектурой. А в философии Нового времени увидеть величественную цепь гор, возносящих человеческий разум на головокружительные высоты. То лучшей метафорой для средневековой философии будет густой, дремучий лес, окаймляющий равнину Античности и простирающийся до предгорий Нового времени.

В эпоху Просвещения сложилось расхожее представление о Средневековье как о своеобразном анабиозе европейской культуры, историческом периоде, бесплодном в интеллектуальном отношении, изобилующим лишь религиозным мракобесием и суевериями. Между тем, именно средневековый лес подготовил человека к восхождению на горные вершины Нового времени, и многие концепции таких титанов новоевропейской философии как Рене Декарт, Френсис Бэкон и Бенедикт Спиноза, уходят своими корнями в средневековую философию.

Этот курс задуман как своеобразная апология средневековой философии. Основная его задача – показать глубину, многоплановость и, как это ни странно, актуальность философских проблем, волновавших мыслителей той далёкой эпохи. В ходе наших встреч мы рассмотрим основные вопросы, концепции и понятия средневековой философии. Познакомимся с учениями Оригена, Псевдо-Дионсия Ареопагита, Северина Боэция, Аврелия Августина, Иоанна Скота Эриугены, Пьера Абеляра, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, Уильяма Оккама, Мейстера Экхарта, Якова Бёме и других значимых средневековых философов.

Курс базируется на университетской программе по средневековой философии и ориентирован на широкий круг слушателей, интересующихся классической философией и историей западной культуры.

Содержание курса:

Встреча I : Мир Слова (герменевтика) (90 мин.)

Встреча II : Техники Спасения (аскетика) (90 мин.)

Встреча III : Имена Бога (мистика) (90 мин.)

Встреча IV : Свобода и Благодать (этика) (90 мин.)

Встреча V : Проблема универсалий (логика) (90 мин.)

Встреча VI : Искусство диспута (диалектика) (90 мин.)

Встреча I : Мир Слова (герменевтика) — 5 ноября в 15-00

srednevekovie1

Характерная особенность средневековой культуры, в корне отличающая её от культуры античной, заключается в особом, зачастую сакральном отношении к устной и письменной речи. В средневековом мировосприятии Слово – это не только и не столько средство общения между людьми, сколько умопостигаемое выражение божественного Логоса, несущее в себе смысл человеческой жизни и мира в целом. Основной источник Истины для средневекового человека – Священное Писание. Да и сам мир, окружающий его с рождения до смерти, имеет словесную структуру. Поэтому основным средством познания для средневековых философов выступает искусство толкования – герменевтика.

Наша первая встреча будет своеобразным введением в средневековую философию. Мы рассмотрим истоки христианской мысли в платонической и поздней римской философских традициях. Обсудим глобальный культурный кризис, которое переживала Европа в середине первого тысячелетия, и тот тип цивилизации, который сложился на обломках древнеримской культуры. Рассмотрим, как зарождалась экзегетика, искусство толкования священных текстов, и какую роль оно сыграло в становлении средневековой философии.

Встреча II : Техники спасения (аскетика) — 12 ноября в 15-00

srednevekovie2

Слово «аскеза» имеет древнегреческое происхождение. Само это понятие возникло задолго до зарождения христианской культуры: уже в пифагорейских общинах VI-V вв. до Н.Э. были в ходу особые техники самосовершенствования, развивающие интеллект и укрепляющие самообладание адептов. Хорошо известна была аскеза и в эллинистическую эпоху: аскетические практики играли весомую роль в философских школах киников и стоиков. Впрочем, только в христианстве аскеза получила самостоятельное значение, превратившись из вспомогательной практики в особое отношение к миру, утверждающие в качестве основной цели человеческой жизни – Спасение.

Эту встречу мы посвятим средневековым техникам аскезы. В ходе беседы мы рассмотрим, как античное требование заботы о себе, сформулированное уже Сократом, трансформировалось у римских стоиков в целую «культуру себя», а в дальнейшем, обогатившись восточными психотехниками, получило развитие в христианской аскезе. Проследим, как индивидуальные проекты Спасения, практикуемые первыми анахоретами, легли в основу организации монашеских орденов.

Встреча III : Имена Бога (мистика) — 19 ноября в 15-00

srednevekovie3

Классический аргумент атеистов, утверждающих несостоятельность христианского мировоззрения, заключается в принципиальной невозможности доказать существование Бога опытным путём, одинаково очевидным как для верующих, так и для неверующих. Христианский мистицизм, зародившийся в лоне Восточной церкви, можно рассматривать в качестве сильного ответа на этот аргумент. Не отрицая авторитета Священного Писания и опираясь на доктрины Церкви, мистика, в то же время, постулировала принципиальную непознаваемость Бога в понятиях человеческого разума, предложив непосредственное постижение божественного через мистический опыт.

Нашу очередную встречу мы посвятим рассмотрению философских основ христианских мистических учений. Обсудим зарождение мистической традиции в учении Псевдо-Дионисия Ареопогита, его миграцию в западную культуру стараниями Иоанна Скота Эриугены, дальнейшее развитие в учениях немецких мистиков Мейстера Экхарта и Якова Бёме, а также отголоски средневековой мистики в философских концепциях XIX-XX веков.

Встреча IV : Свобода и Благодать (этика) — 26 ноября в 15-00

srednevekovie4

Arbitrum liberum (свобода воли) – одно из ключевых понятий средневековой философии. Именно на нём основывается христианская трактовка человеческой личности, благодаря нему решается проблема теодицеи – ответственности Бога за наличие зла в сотворённом им мире. Решающую роль играет свобода воли и в главной заботе верующего христианина – Спасении. Достаточно ли для блудного сына, желающего вернуться в отчий дом, лишь свободного решения? Или требуется ещё и добрая воля Отца, осеняющая бедного странника божественной Благодатью? От ответа на этот вопрос зависело само устройство жизни средневекового человека, поэтому проблема соотношения Свободы и Благодати стала одной из основных тем средневековой философии.

Нашу очередную беседу мы посвятим этическим вопросам в философии Средневековья. Обсудим влияние римской морали на формирование нравственного идеала христианина, а также новые трактовки свободы, появившиеся в учениях Северина Боэция и Блаженного Августина. Рассмотрим спор последнего со сторонниками ересиарха Пелагия и значение его учения о Божественной благодати в деле укрепления власти Католической церкви.

Встреча V : Проблема универсалий (логика) — 3 декабря в 15-00

srednevekovie5

Вопреки традиционным представлениям о глубоком застое рационального мышления в эпоху Средневековья, именно в христианской философии сложилась та культура мысли, которая затем легла в основу научного метода. Христианские мыслители, основываясь на логических трактатах Аристотеля, сумели вывести античную логику на принципиально новый уровень, сформулировав проблему отношения понятия и реальности – так называемую проблему универсалий. Подходы к этой проблеме сильно менялись с течением времени, но её значимость сохранялась вплоть до позднего Средневековья.

В этот раз мы рассмотрим различные подходы к проблеме соотношения частного и общего в трудах средневековых мыслителей. Исследуем истоки этой проблемы в сочинениях неоплатоника Порфирия и христианского философа Северина Боэция. Рассмотрим три основных точки зрения на проблему универсалий: реализм, концептуализм и номинализм. Познакомимся с основными представителями этих традиций, Ансельмом Кентерберийским, Пьером Абеляром и Уильямом Оккамом.

Встреча VI : Искусство диспута (диалектика) — 10 декабря в 15-00

srednevekovie6

Настоящим сокровищем, которое Средневековье оставило в наследство Новому времени, можно назвать богатую университетскую культуру. Средневековые университеты, изначально ориентированные на воспитание духовных пастырей, вскоре превратились в настоящие инкубаторы интеллектуальной элиты и гнёзда свободомыслия. Даже тяжеловесная схоластика, столь осуждаемая учёными Ренессанса и Нового времени, сыграла ведущую роль в развитии техник аргументации, без которых масштабный новоевропейский проект Науки был бы попросту невозможен.

Нашу последнюю лекцию в рамках данного курса мы посвятим средневековому университету и схоластике. Обсудим структуру средневековых университетов, уровни образования и методики обучения. Коснёмся той роли, которую играли учёные диспуты в процессе обучения. Рассмотрим основных представителей схоластической традиции и ключевые проблемы, вокруг которых разворачивалась схоластическая мысль.

О преподавателе:gasilin

Андрей Гасилин – магистр философии (выпускник философского факультета РГГУ), аспирант Института Философии РАН (сектор аналитической антропологии). Специалист по французской философии XX века и экзистенциализму Жан-Поля Сартра. Круг научных интересов: философская антропология, философия культуры, социальная философия, философия науки и техники. Читает авторские курсы по истории и современным проблемам

Стоимость — 400р.

Оплатить сейчас — 

Name:
email:
phone:
Yandexkassa

Сообщите нам, что придете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *