fbpx


Это всего лишь конец света (Ксавье Долан, 2016)

kinopoisk.ru

Кирилл Горячок

Спустя 12 лет Луи (Гаспар Ульель) возвращается погостить в родной дом. Ныне он успешный писатель, но в отличие от книг, письма родным за все годы он почти не писал. На пороге Луи ожидают перекрашенная мама (Натали Бай), простоватая сестра (Леа Сейду), невротичный старший брат (Венсан Кассель) и его скромная жена (Марион Котийяр). Гость приехал с важным известием, о котором хочет поведать на семейном ужине. Но у родственников свои планы на этот день.

Разговор о Ксавье Долане принято начинать с его возраста. К своим 27 годам режиссер уже снял 6 фильмов, большая часть которых получила главные фестивальные награды. Основанный на автобиографической пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса,  «Это всего лишь конец света» не выделяется в фильмографии Долана как по количеству престижных призов, так и тематически и стилистически. Чутье на хороший материал канадца не подводит, текст пьесы он с легкостью наполняет личными переживаниями о семье и прошлом, что только уплотняет смысловую конструкцию картины.

Возвращение домой видится Доланом, в первую очередь, как столкновение с прошлым. Детали интерьера и случайно брошенные слова наполняют Луи воспоминаниями, подобно герою Пруста. Как и члены его семьи, ушедшее требует к себе внимания, просит выслушать его, винит в равнодушии. Пришелец Луи не винит себя за страдания родственников, он лишь объективирует их обиды и страхи, разочарование в себе и зависть успеху и смелости младшего. Бесконечные невротичные диалоги между героями, почти полностью состоящие из крупных планов, лишь скрывают их вытесненные страдания. День возвращения Луи пролетит незаметно, никто так и не успеет ничего сказать.

Отождествляя семью с воспоминаниями, Долан говорит о невозможности высказаться вообще, и в частности неспособности быть понятым родственниками, как и самим собой из давно ушедшего прошлого. К сожалению, присущая режиссеру инфантильность и нарочитая вульгарность все же не позволяют ему выйти за пределы формы и наполнить сквозной мотив расставания с юностью глубиной и убедительностью. Как ни странно, фильму не хватило конкретики в особо сильных местах, а там где она есть, как, например, в сцене с кукушкой, все начинает напоминать о возрасте режиссера. Впрочем, нельзя не признать, что юношеский взгляд Долана полон жизнью и уверенностью в себе, автор явно проводит параллели с собой в образе Луи, но, кажется, не совсем еще понимает, как этим пользоваться.

Кроме того, «Это всего лишь конец света» — чисто актерская картина и большая удача увидеть вместе лучших французских артистов. Не всегда, правда, они уживаются на экране, бесконечные крупные планы явно мешают актерам обрести гармонию и связь, что, с другой стороны, идет на пользу развитию темы отчуждения их героев.

Важнейшим недостатком картины стало нежелание Долана пробовать что-то новое, «Это всего лишь конец света» слишком явно построен на уже много раз опробованных приемах. Далеко не каждый из них выстрелит вновь, а сцена танцев выглядит совсем лишней. Картине не хватило спокойствия и здравого аскетизма, недостатки прошлых работ Долан успешно обращал в достоинства, что здесь удалось не везде. Но это не конец света, фильм вполне способен найти отклик в мятежном подростке, живущем в каждом из нас.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*