kinopoisk.ru

Кирилл Горячок

В провинциальной общеобразовательной школе один из учеников Вениамин Южин (Петр Скворцов) отказывается от занятий в бассейне на физкультуре по религиозным соображениям. Учителя все понимают, у мальчика переходный возраст, отец оставил их семью, мать работает на двух работах и редко видится с одиноким сыном. Лишь школьный психолог и преподаватель биологии Елена Львовна (Виктория Исакова) стремится понять Веню, но обнаруживает, что увлечение религией у мальчика заходит слишком далеко. Речь его целиком состоит из проповедей и цитат из Библии, на все случаи жизни у него в запасе есть объяснение словом Божьим, а если нет, значит то от Лукавого. Сверстники смеются на Веней, кто-то сторонится. Его одноклассник инвалид Гриша (Александр Горчилин) наоборот тянется к своему пророку и становится его учеником.

Кирилл Серебрянников уже адаптировал пьесу немецкого драматурга Мариуса фон Майербурга в театре. Перенеся место действие в российскую действительность, он находит благоприятную почву для социального высказывания о восприятии религии в современности. И провинциальный быт только сильнее подчеркивает основной конфликт пьесы. Но кино отличается от театра, как работой с актером, так и построением мизансцены.

С первых кадров «Ученик» сбрасывает на зрителя символы и атрибуты российской действительности, от ковров на стенах и «Пусть говорят» на телеэкране до портрета президента в кабинете директора школы. Серебрянникова мало заботило углубление в мизансцену, схематично набросив карикатуру места действия, он погружает туда персонажей, чтобы дальше работать только с ними. Камера рывками носится за героями, создавая впечатление, что смотришь не фильм и даже не постановку, а скорее репетицию, прогон пьесы.

Заметно это и в актерской игре. Главные персонажи играют то очень хорошо, то переигрывают до такой степени, что становится неловко, в частности это касается Виктории Исаковой. Учительница биологии, подобно набожному ученику, взваливает на себя крест просвещения необразованных и темных масс. Те будут противиться изо всех сил, обвинять, грозить ее уволить, унижать, в то время как Вениамин – настоящая угроза для общества – будет заходить все дальше в своем крестовом походе на убогую нравственность окружающих.

Проблема фильма состоит не только в его вычурной театральности, снижающий градус правдоподобия от объемов пафоса и актуального высказывания. Серебрянников обходит стороной малейшие аллегории, заменяя их карикатурой и памфлетом. «Ученик» за неимением художественной ценности продолжает повторять уже сказанное и давно усвоенное в самой жизни. Наметив большое количество реальных проблем, кроме «все так и есть» автору и зрителю заключить нечего.

Впрочем, «Ученик» безнадежен лишь как социальный месседж – если взять его в отрыве от окружающей нас действительности, то картина вполне предстанет абсурдистской комедией нравов. Здесь есть отличные гэги, вроде сцены исцеления ноги, или диалоги в духе Ионеско в директорском кабинете. Но комедийный потенциал Серебрянников не использовал, что, к сожалению, губит его затею на корню. «Ученик» мог бы отлично сработаться с традициями русской сатиры и абсурдистского театра, но стремление казаться важным и актуальным обрекло картину на недолговечность.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *