Так ли оно примитивно на самом деле? Что мы знаем о Стоунхендже, о дольменах и уникальных орудиях труда древнего человека? Что принято называть Первобытным искусством? А было ли оно первым?
Возраст некоторых памятников Первобытного искусства все чаще вызывает споры в научных кругах. Радиоуглеродный анализ и другие специфические способы определения возраста произведений искусства, дают пищу для научных изысканий и обвинений друг друга в невежестве.
Но что делать простым людям, зрителям, почитателям искусства, да и просто тем, кого со школьной скамьи учили дарвинской теории и периодизации Первобытного искусства?
Кому верить? Традиционалистам и приверженцам теории эволюции или разоблачителям древности Стоунхенджа, которые утверждают, что этому памятнику не больше 150 лет?
Нам остается только смотреть и сравнивать. Смотреть на великие загадочные произведения древности и понимать, что таинственные истоки древних построек, наскальных рисунков, орудий труда, заставляют нас испытывать трепет и восхищение перед нашими далекими предками, перед их мастерством, мудростью, религиозностью и величием.
Первобытное искусство, а так ли оно первобытно?..
Бородатые большеглазые люди с пронзительными взглядами и загадочными предметами в руках. Именно им мы обязаны наличием календаря и математики, именно они увековечили первый свод законов, который охватывал все сферы жизни. А маленькие цилиндрические печати, созданные в этой стране, находят в раскопках по всему миру… Красивое, загадочное время.
Плодородный полумесяц – так называется то место, откуда по общепринятой теории вышли первые на Земле земледельцы. Именно там были одомашнены первые дикие козы. Страна красочных мифов и многообразия богов с причудливыми именами. Только у богини Иштар было около дюжины имен, которыми ее величали в разных частях не такой уж и большой страны.
Да и страна имела столько разных названий, что ученикам, порой, нелегко их сходу запомнить: Урук, Убайд, Шумер, Ассирия…
Мы же знаем эту страну, как Междуречье – сказочный край между Тигром и Евфратом, страдающий в наши дни, но тогда, в древности, расцветший величественной архитектурой; оставивший несметные сокровища научных знаний на глиняных табличках, заполненных затейливой клинописью.
Какое же ты, Междуречье?
Египет. Величественный, иногда беспощадный, но вечный…
Почему эти застывшие в неудобных позах людях, завораживают и влекут за собой? Иногда кажется, что они вот-вот вздохнут и начнут свое неторопливое царственное движение.
А статичность и схематичность их поз очень иллюзорна. Обратите внимание на то, как вырезаны из камня их фигуры, как льются складки их одежды. Выпуклая часть ступни величественного фараона, кажется вот-вот оторвется от земли, а взгляд Нефертити настолько пронзителен, что смотреть в ее единственный нарисованный глаз просто невозможно. Да-да, только один глаз нарисован, другой таит в себе тайну загробного мира – главной цели жизни любого из древних Египтян. О загробная жизнь! О Осирис – покровитель умерших и любимейший из богов Египта, история его земного пути, любимейшая история египтян.
Какие истории они оставили нам? Что мы можем узнать о Египте, изучая произведения искусства, одной из величайших цивилизаций древности? Всегда ли древний Египет был языческим, и кто из фараонов ввел первую монотеистическую религию?
Много загадок, много споров, много информации. Но у каждого должен быть свой Египет, свой Древний Египет, для понимания нашего современного мира тоже.
Однажды, один критянин задался вопросом, почему на холме, на котором пастухи любили выпасать своих овец, попадаются какие-то старые предметы? Но турецкие власти не разрешили ему копать. И только через пару десятилетий, один предприимчивый археолог, выкупив эти земли в собственность, открыл для истории реальность древнегреческих легенд.
На свет из-под спуда многовековых земель вышел Кносский дворец – кладезь сокровищ. Не только материальных, но и культурных.
Оказался правдой миф о Лабиринте, оказался правдой миф о Минотавре, и вот-вот окажется правдой миф об Атлантиде…
Древняя столица Крито-Микенской цивилизации – Тира, ставшая теперь Меккой для любителей греческого отдыха под названием Санторини, именно она некоторыми учеными сравнивается с Атлантидой, описанной однажды Платоном.
Удивительная культура, не оставившая культовых сооружений. Удивительный народ, черноволосый, статный, с точеными фактурными фигурами, как будто отлитыми из каучука. Удивительные традиции игр с быками. На сколько они были безопасны, и были ли это игры?
О Крите. О загадочном Лабиринте, о происхождении этого слова, о гениальном скульпторе Дедале и его несчастном сыне Икаре, о Минотавре и об Артуре Эвансе, человеке, который открыл нам реальность этих легенд.
Три эпохи Греческой скульптуры. Архаика, Классика и Эллинизм. От статичности образа к убивающей экспрессии.
После искусства Древнего Египта, которое не менялось столетиями, сохраняя традиции изображения человека в неизменном, идеально-неудобном для изображаемого виде, искусство Древней Греции менялось, как минимум раз в 200-300 лет.
И те метаморфозы, которые происходили со скульптурой, очень ярко характеризуют переходы от одной эпохи к другой.
Статичность Архаики, совершенство Классики и агония Эллинизма. Характеристики этим стилям пусть дают ученые, а мы просто посмотрим на загадочный взгляд куросов и кор, с их улыбками, которые, видимо, не давали покоя Леонардо через 2000 лет. Мы посмотрим на совершенное тело Дискобола, который в напряжении застыл перед броском. Мы посмотрим на мучения Лаокоона и вспомним причину его страданий на исходе самой известной древней войны.
Мы посмотрим на греческую скульптуру, и, на ее метаморфозы. Так ли они естественны? Так ли естественны те изменения, которые происходят в искусстве? Какие выводы для нашего времени мы можем сделать, просто посмотрев на Греческую скульптуру?
Архитектурные каноны, знакомые нам с детства. Почти в любом городе мира, пройдясь по центру, можно увидеть нечто, пусть отдаленно, но напоминающее древнегреческий ордер.
Названия ордерных систем, смутно знакомые с детства. Дорический, ионический, коринфский. Каждый из ордеров имеет свою историю происхождения. И каждый, как ни странно, свою половую принадлежность.
Архитектура Древней Греции, настолько знакома нам, что если что-то изменить в ее образе, то мы воспримем это, как личное оскорбление. И тем не менее, исследователи утверждают, что «всё было не так», и не такой белоснежно мраморной была архитектура древних греков, а очень яркой, красочной и контрастной.
Совершенство же греческой архитектуры заложено в ее пропорциях. Знания древних о геометрии и восприятии человеческого зрения дают нам возможность открывать для себя совершенство греческих храмов при каждой встрече с ними. Недаром даже поэты, порой, сравнивали величавый и статный женский образ с древнегреческой колонной.
Архитектурный ордер – то, что нас окружает в городской архитектуре. Его законы, правила и происхождение.
Этруски – предки величайшей империи. Демократия, как воздух. Римский портрет и ассимиляция ордерной системы. Величайшие инженерные изобретения: акведуки и дороги.
Построив государство на завоеванных землях Апеннинского полуострова, древние римляне впитали в себя почти всё, что было достигнуто народами этих земель. Инженерные достижения, ремесленное мастерство, искусство, и, конечно, религию. Причем, они принимали в свой пантеон всех богов, завоевываемых ими земель. Можно было на одной улице Рима встретить изваяния Юпитера (заимствованного у греков Зевса) и Нила (египетского бога великой реки). Они обожествляли и героев, и возводили им храмы. Например, знаменитый храм Геркулеса (опять же заимствованный греческий Геракл) на Бычьем форуме.
Мы так много знаем о Древнем Риме, что кажется узнать новое очень трудно. Но можно посмотреть новым взглядом на великие произведения искусства того времени и попытаться представить их, как часть жизни тех людей. Да и людей можно увидеть почти живыми, ведь именно в эпоху республиканского Рима появляется величайшее искусство римского скульптурного портрета, до наших дней поражающее зрителей своей реалистичностью.
О Риме, о людях покоривших мир.
Наследник Древней Греции. Поглотитель культуры и мира. Кровожадные правители и великие постройки. Колизей – главное зрелище и Пантеон – главный храм. Средоточие культур и обреченная цивилизация.
Период прославления безумных императоров, кровавых зрелищ, истых верующих, подобострастной скульптуры, расцвета гигантской архитектуры и распада империи.
Две великие постройки, оставшиеся потомкам в назидание и прославление великого прошлого. Две великие постройки – символы Рима до наших дней, вот уже две тысячи лет. Две великие постройки, такие разные по значению, но такие схожие по духу. Духу перемен, духу народа. Колизей и Пантеон.
Колизей – самая большая арена мира. Пантеон – самый большой храм своего времени.
Колизей – гимн зрелищу. Пантеон – гимн религии.
Архитектура круглых стен, удивительных крыш и таких разных назначений. Загадочные истории постройки и транспортировки колонн, история происхождения кессонированного потолка и гигантские подземелья Колизея.
Два архитектурных шедевра, как символы великой эпохи. Империя в лицах и памятниках. Как читать историю по произведениям искусства. О Древнем Риме и его наследниках.
Лектор – Мария Крестьяникова
Образование:
РАМ им. Гнесиных,
Академическая Школа Дизайна.
Преподаватель Истории искусств, Истории Дизайна, автор курсов: «Жанр в искусстве», «Стили в мировой культуре – параллели в музыке, изобразительном искусстве и архитектуре» и др.
Создатель и руководитель «Школы Хороших Людей».
Ведущий цикла концертов «Русская камерная музыка» в Доме Кино.
Лектор открытых лекций, организованных Школой Театральной Фотографии на темы: «История дизайна», «Модерн», «Русский модерн»
Приглашенный преподаватель МАХЛ РАХ (дисциплина «История музыки»)
Стоимость — 400р.
Можно оплатить заранее — [rk_button sku=»0510161420″ description=»школа хороших людей. история искусств» price=»400″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий