Первобытное искусство — 10 октября в 19-30

good_1

Так ли оно примитивно на самом деле? Что мы знаем о Стоунхендже, о дольменах и уникальных орудиях труда древнего человека? Что принято называть Первобытным искусством? А было ли оно первым?

Возраст некоторых памятников Первобытного искусства все чаще вызывает споры в научных кругах. Радиоуглеродный анализ и другие специфические способы определения возраста произведений искусства, дают пищу для научных изысканий и обвинений друг друга в невежестве.

Но что делать простым людям, зрителям, почитателям искусства, да и просто тем, кого со школьной скамьи учили дарвинской теории и периодизации Первобытного искусства?

Кому верить? Традиционалистам и приверженцам теории эволюции или  разоблачителям древности Стоунхенджа, которые утверждают, что этому памятнику не больше 150 лет?

Нам остается только смотреть и сравнивать. Смотреть на великие  загадочные произведения древности и понимать, что таинственные истоки древних построек, наскальных рисунков, орудий труда, заставляют нас испытывать трепет и восхищение перед нашими далекими предками, перед их мастерством, мудростью, религиозностью и величием.

Первобытное искусство, а так ли оно первобытно?..

Месопотамия — 17 октября в 19-30

good_2

Бородатые большеглазые люди с пронзительными взглядами и загадочными предметами в руках. Именно им мы обязаны наличием календаря и математики, именно они увековечили первый свод законов, который охватывал все сферы жизни. А маленькие цилиндрические печати, созданные в этой стране, находят в раскопках по всему миру… Красивое, загадочное время.

Плодородный полумесяц – так называется то место, откуда по общепринятой теории вышли первые на Земле земледельцы. Именно там были одомашнены первые дикие козы. Страна красочных мифов и многообразия богов с причудливыми именами. Только у богини Иштар было около дюжины имен, которыми ее величали в разных частях не такой уж и большой страны.

Да и страна имела столько разных названий, что ученикам, порой, нелегко их сходу запомнить: Урук, Убайд, Шумер, Ассирия…

Мы же знаем эту страну, как Междуречье – сказочный край между Тигром и Евфратом, страдающий в наши дни, но тогда, в древности, расцветший величественной архитектурой; оставивший  несметные сокровища научных знаний на глиняных табличках, заполненных затейливой клинописью.

Какое же ты, Междуречье?

Древний Египет — 24 октября в 19-30

good_3

Египет. Величественный, иногда беспощадный, но вечный…

Почему эти застывшие в неудобных позах людях, завораживают и влекут за собой? Иногда кажется, что они вот-вот вздохнут и начнут свое неторопливое царственное движение.

А статичность и схематичность их поз очень иллюзорна. Обратите внимание на то, как вырезаны из камня их фигуры, как льются складки их одежды. Выпуклая часть ступни величественного фараона, кажется вот-вот оторвется от земли, а взгляд Нефертити настолько пронзителен, что смотреть в ее единственный нарисованный глаз просто невозможно. Да-да, только один глаз нарисован, другой таит в себе тайну загробного мира – главной цели жизни любого из древних Египтян. О загробная жизнь! О Осирис – покровитель умерших и любимейший из богов Египта, история его земного пути, любимейшая история египтян.

Какие истории они оставили нам? Что мы можем узнать о Египте, изучая произведения искусства, одной из величайших цивилизаций древности? Всегда ли древний Египет был языческим, и кто из фараонов ввел первую монотеистическую религию?

Много загадок, много споров, много информации. Но у каждого должен быть свой Египет, свой Древний Египет, для понимания нашего современного мира тоже.

Крито-Микенская культура — 31 октября в 19-30

good_4

Однажды, один критянин задался вопросом, почему на холме, на котором пастухи любили выпасать своих овец, попадаются какие-то старые предметы? Но турецкие власти не разрешили ему копать. И только через пару десятилетий, один предприимчивый археолог, выкупив эти земли в собственность, открыл для истории реальность древнегреческих легенд.

На свет из-под спуда многовековых земель вышел Кносский дворец – кладезь сокровищ. Не только материальных, но и культурных.

Оказался правдой миф о Лабиринте, оказался правдой миф о Минотавре, и вот-вот окажется правдой миф об Атлантиде…

Древняя столица Крито-Микенской цивилизации – Тира, ставшая теперь Меккой для любителей греческого отдыха под названием Санторини, именно она некоторыми учеными сравнивается с Атлантидой, описанной однажды Платоном.

Удивительная культура, не оставившая культовых сооружений. Удивительный народ, черноволосый, статный, с точеными фактурными фигурами, как будто отлитыми из каучука. Удивительные традиции игр с быками. На сколько они были безопасны, и были ли это игры?

О Крите. О загадочном Лабиринте, о происхождении этого слова, о гениальном скульпторе Дедале и его несчастном сыне Икаре, о Минотавре и об Артуре Эвансе, человеке, который открыл нам реальность этих легенд.

Древняя Греция. Скульптура — 1 ноября в 19-30

good_5

Три эпохи Греческой скульптуры. Архаика, Классика и Эллинизм. От статичности образа к убивающей экспрессии.

После искусства Древнего Египта, которое не менялось столетиями, сохраняя традиции изображения человека в неизменном, идеально-неудобном для изображаемого виде, искусство Древней Греции менялось, как минимум раз в 200-300 лет.

И те метаморфозы, которые происходили со скульптурой, очень ярко характеризуют переходы от одной эпохи к другой.

Статичность Архаики, совершенство Классики и агония Эллинизма. Характеристики этим стилям пусть дают ученые, а мы просто посмотрим на загадочный взгляд куросов и кор, с их улыбками, которые, видимо, не давали покоя Леонардо через 2000 лет. Мы посмотрим на совершенное тело Дискобола, который в напряжении застыл перед броском. Мы посмотрим на мучения Лаокоона и вспомним причину его страданий на исходе самой известной древней войны.

Мы посмотрим на греческую скульптуру, и, на ее метаморфозы. Так ли они естественны? Так ли естественны те изменения, которые происходят в искусстве? Какие выводы для нашего времени мы можем сделать, просто посмотрев на Греческую скульптуру?

Древняя Греция. Архитектура — 8 ноября в 19-30

good_6

Архитектурные каноны, знакомые нам с детства. Почти в любом городе мира, пройдясь по центру, можно увидеть нечто, пусть отдаленно, но напоминающее древнегреческий ордер.

Названия ордерных систем, смутно знакомые с детства. Дорический, ионический, коринфский. Каждый из ордеров имеет свою историю происхождения. И каждый, как ни странно, свою половую принадлежность.

Архитектура Древней Греции, настолько знакома нам, что если что-то изменить в ее образе, то мы воспримем это, как личное оскорбление. И тем не менее, исследователи утверждают, что «всё было не так», и не такой белоснежно мраморной была архитектура древних греков, а очень яркой, красочной и контрастной.

Совершенство же греческой архитектуры заложено в ее пропорциях. Знания древних о геометрии и восприятии человеческого зрения дают нам возможность открывать для себя совершенство греческих храмов при каждой встрече с ними. Недаром даже поэты, порой, сравнивали величавый и статный женский образ с древнегреческой колонной.

Архитектурный ордер – то, что нас окружает в городской архитектуре. Его законы, правила и происхождение.

Древний Рим – Республика — 15 ноября в 19-30

good_7

Этруски – предки величайшей империи. Демократия, как воздух. Римский портрет и ассимиляция ордерной системы. Величайшие инженерные изобретения: акведуки и дороги.

Построив государство на завоеванных землях Апеннинского полуострова, древние римляне впитали в себя почти всё, что было достигнуто народами этих земель. Инженерные достижения, ремесленное мастерство, искусство, и, конечно, религию. Причем, они принимали в свой пантеон всех богов, завоевываемых ими земель. Можно было на одной улице Рима встретить изваяния Юпитера (заимствованного у греков Зевса) и Нила (египетского бога великой реки). Они обожествляли и героев, и возводили им храмы. Например, знаменитый храм Геркулеса (опять же заимствованный греческий Геракл) на Бычьем форуме.

Мы так много знаем о Древнем Риме, что кажется узнать новое очень трудно. Но можно посмотреть новым взглядом на великие произведения искусства того времени и попытаться представить их, как часть жизни тех людей. Да и людей можно увидеть почти живыми, ведь именно в эпоху республиканского Рима появляется величайшее искусство римского скульптурного портрета, до наших дней поражающее зрителей своей реалистичностью.

О Риме, о людях покоривших мир.

Древний Рим – Империя — 22 ноября в 19-30

good_8

Наследник Древней Греции. Поглотитель культуры и мира. Кровожадные правители и великие постройки. Колизей – главное зрелище и Пантеон – главный храм. Средоточие культур и обреченная цивилизация.

Период прославления безумных императоров,  кровавых зрелищ, истых верующих, подобострастной скульптуры, расцвета гигантской архитектуры и распада империи.

Две великие постройки, оставшиеся потомкам в назидание и прославление великого прошлого. Две великие постройки – символы Рима до наших дней, вот уже две тысячи лет. Две великие постройки, такие разные по значению, но такие схожие по духу. Духу перемен, духу народа. Колизей и Пантеон.

Колизей – самая большая арена мира. Пантеон – самый большой храм своего времени.

Колизей – гимн зрелищу. Пантеон – гимн религии.

Архитектура круглых стен, удивительных крыш и таких разных назначений. Загадочные истории постройки и транспортировки колонн, история происхождения кессонированного потолка и гигантские подземелья Колизея.

Два архитектурных шедевра, как символы великой эпохи. Империя в лицах и памятниках. Как читать историю по произведениям искусства. О Древнем Риме и его наследниках.

Лектор – Мария Крестьяникова

Образование:

РАМ им. Гнесиных,

Академическая Школа Дизайна.

Преподаватель Истории искусств, Истории Дизайна, автор курсов: «Жанр в искусстве», «Стили в мировой культуре – параллели в музыке, изобразительном искусстве и архитектуре» и др.

Создатель и руководитель «Школы Хороших Людей».

Ведущий цикла концертов «Русская камерная музыка» в Доме Кино.
Лектор открытых лекций, организованных Школой Театральной Фотографии на темы: «История дизайна», «Модерн», «Русский модерн»

Приглашенный преподаватель МАХЛ РАХ (дисциплина «История музыки»)

Стоимость — 400р.

Можно оплатить заранее —

Имя:
email:
Robokassa

или записаться и оплатить на месте

Сообщите нам, что придете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *