Friedrich_Wilhelm_Joseph_von_Schelling

Лекция 1. Образ природы. От механического к органическому — 27 сентября в 19-30

«Идеи к философии природы» (1802) – это работа, в которой Шеллинг закладывает основы своей романтической философии. Отталкиваясь от античных натурфилософов и спинозоваского пантеистического образа производящей природы (natura naturans), Шеллинг создает оригинальную концепцию органической природы. Природа как живое, самоданное целое, определяющееся из себя самого и несводимое ни к чему внешнему. Но для Шеллинга в отличие от Спинозы главной формой бытия природы является не пространство, а время. Природа обнаруживает себя в качестве производящей, раскрывая себя во времени через конечного индивидуума: от бессознательного единства с природой через эмансипацию от нее в рефлексии индивидуум воссоединяется с ней, постигая общий для первой и второй стадии творческий дух, раскрывающий на высшем (самосознательном) уровне факт его изначальной сопричастности природе как миру организмов. В лекции мы реконструируем шеллинговскую критику кантовского осмысления природы в качестве механизма, проведем параллели с морфологическим учением И. Гете и разберем примеры из естественных наук, с помощью которых Шеллинг иллюстрирует свою натурфилософскую теорию.

Лекция 2. Интеллектуальное созерцание как прообраз истории — 4 октября в 19-30

Система трансцендентального идеализма – это центральный труд Шеллинга, знаменующий расцвет его философского творчества и восхождение концепции интеллектуального созерцания. В ней Шеллинг связывает воедино концептуальные наработки «Идей к философии природы» и «Писем о догматизме и критицизме». По аналогии с природой, переосмысленной Шеллингом через понятие организма (описывающим самостоятельное живое сущее) и ставшей в начале 1800-х годов опорной точкой для интеллектуального созерцания, в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг переосмысляет понятие «Я» (Интеллигенции). «Я» (Интеллигенция) – это тождественный самому себе субъект мысли, определяющийся неизменной прообразной формой (мифом и традицией), непрерывно воспроизводящий сам себя в истории. В отличие от философии Канта, где прообраз остается трансцендентным по отношению к рассудку, включая в себя возможность полного видоизменения связанной с ним системы представлений, у Шеллинга прообраз «Я» всецело имманентен самому «Я», он есть его неизменная внутренняя форма, претерпевающая в истории исключительно обновляющие модификации. В лекции мы обсудим понятие интеллектуального созерцания, объединяющее «Я» и Природу, а также проблему исторического целого в связи с логикой самосознания и шеллинговской картиной трех философских эпох.

Лекция 3. Логика произведения искусства — 11 октября в 19-30

«Лекции по философии искусства», прочитанные Шеллингом в Йене в 1802-1803 годах во многом являют собой развитие на историческом материале концепции интеллектуального созерцания, изложенной в «Система трансцендентального идеализма». В центре внимания Шеллинга – античный миф, который осмысливается им в качестве абсолютного произведения искусства и прототипа философского мировидения вообще. Для Шеллинга древнегреческий миф – это идеальный образец интеллектуального созерцания, где естественная языковая среда возникает одновременно с образами собственного осознания, где идеальное и реальное образуют символическое целое. Античный миф – это единство органической необходимости природы и свободы человеческого Я: как чувственное отображение внешнего мира, он неотделим от своей внутренней поэтической формы, являя собой точку неразличимости между материей и духом. В лекции мы проследим шеллинговское переосмысление кантовского различия между эстетическими и рациональными идеями, проклассифицируем основные виды эстетического изображения (схема, аллегория, символ), рассмотрим роль в шеллинговской теории искусства платоновских «эйдосов» и, наконец, попробуем показать, как античная теогония наделяется у Шеллинга абсолютным историческим значением.

Лектор:

Борис Подорога — кандидат философских наук, преподаватель.

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.

Оплатить сейчас —

Имя:
email:
Robokassa

Запись:

Запись по телефону: +7 910 478 65 54

или через форму ниже:

Сообщите нам, что придете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *