fbpx


Полет во сне и наяву: Чудо на Гудзоне (Клинт Иствуд, 2016)

kinopoisk.ru

Кирилл Горячок

15 января 2009 года пилот пассажирского авиалайнера «Салли» Саллинбергер (Том Хэнкс) чудом приземляется на реку Гудзон после аварии. В результате крушения не погиб ни один из 155 человек, включая команду и второго пилота Джеффа Скайлза (Аарон Экхарт). СМИ моментально окрестили случившееся «Чудом на Гудзоне», а Салли стал народным героем. Но слава гнетет старого пилота, его преследуют кошмары, он не уверен, что поступил правильно, поставив жизни пассажиров под угрозу. Расследование обстоятельств крушения заставляется усомниться в том, что Салли не мог направить самолет на одну из ближайших площадок. Теперь судьба пилота зависит от результатов многочисленных тестов и компьютерных имитаций, они должны показать, был поступок пилота героическим или безумным.

В свои 86 лет, Клинт Иствуд продолжает рефлексировать на тему американской истории. В этот раз речь идет о событиях недавнего времени, но для режиссера особенно важных. «Чудо на Гудзоне» (в оригинале названный лаконично «Салли») – почти документально воссозданная история крушения авиалайнера и последовавшего за ним расследования, за ходом которого нам и предстоит следить большую часть фильма.

Впрочем, сухой процедурал только средство для психологического углубления в характер главного героя. Циничные детективы сеют зерна сомнений в душу героического пилота, что если все это было напрасно? Салли посещают дурные сны и видения, неслучайно напоминающие трагедию 11 сентября. В угрызениях совести самоотверженного пилота Иствуд явно находит родственную связь с моральным состоянием всего американского общества после теракта. «Чудо над Гудзоном» – фильм гораздо больше о трагедии 2001 года, чем о чуде 2009-го.

Преодоление глубокой травмы Иствуд видит в реабилитации «героя» и «героического» в социальном сознании. Салли вовсе не супергерой и не пророк-спаситель, он простой американский трудяга, выполнявший свой долг. Иствуд подчеркивает это снова и снова, перескакивая на всех персонажей фильма, вплоть до эпизодических пассажиров самолета. Каждый американец, а вернее житель Нью-Йорка, что, безусловно, важно в контексте 11 сентября, способен на чудо. В мире фильма нет случайных людей, каждый на своем месте, каждый глубокий профессионал своего дела, и, конечно, каждый протянет руку ближнему в беде. Центральная фигура Салли лишь пробуждает в окружающих «героическое» самосознание, утерянное после 11 сентября. «Наконец-то в Нью-Йорке хорошие новости» — констатируют очевидцы.

Снимать кино для Иствуда занятие, пожалуй, слишком естественное. «Чудо на Гудзоне» заметно отработан на автоматизме, а сцены крушения будут назойливо повторяться из раза в раз. Кроме того, фильм с самого начала движется в линейном, несмотря на флэшбеки, направлении, очевидном для каждого. Живости холодной конструкции «Чуда» придает Том Хэнкс, исполнивший роль не менее профессионально, чем и его герой.

В 70-х в Голливуде был популярным жанр фильма-катастрофы, цель которого была продемонстрировать чудеса техники и ответственности спасателей. Иствуд пошел по тому же скользкому и совсем не кинематографическому пути, свернув, однако, на полпути в сторону личных размышлений о судьбе родины. Героический пафос и оптимизм, благодаря этому, оказались вполне убедительными и, пожалуй, необходимыми в столь смутный для американцев период выборов нового президента. Для нас же, «Чудо» служит скорее поводом для грусти, поскольку недавний отечественный «Экипаж», был о чем угодно, только не о людях.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*