О курсе:

Термин «мифологическое мышление» устоялся в науке, однако он глубоко ошибочен. Мифология – это не логический конструкт, не занимательные истории о богах и героях, которые  мы знаем из античной литературы (авторских текстов!), это система эмоционального переживания мира и места человека в нем. Формой переживания становятся универсальные символы – и конкретные образы, в которые эти символы воплощаются у каждого народа.

Мифологический текст («текст» в широком смысле: повествование, изображение или ритуал) можно сравнить с мозаикой, где роль камней играют символы, при этом камень может быть положен лицом, тыльной стороной или отсутствовать. Знание языка символов дает нам ключ к понимаю «узора», но чрезмерное увлечение символикой приводит к тому, что мы теряем красоту и значение каждого конкретного узора.

Профессор Александра Баркова предлагает несколько циклов лекций по мифологии, ставя задачу найти гармонию общего и конкретного, мифологических универсалий и национальных традиций, рассматривая мифологические представления от первобытности и Древнего Мира до современности.

Мифология Древнего мира

Казалось бы, что может быть известнее античной мифологии? Однако большинство наших представлений о греческих богах не имеют отношения к реальным верованиям древних греков, поскольку мы опираемся на пересказы античной литературы, авторы которой (как и любые писатели) обращались с мифами весьма вольно.

Так каковы же были подлинные верования античности? Что такое «средиземноморская мифология» как целостное явление? Насколько Древний мир далек от пересказов, написанных для умных школьников?

История начинается в Шумере — 20 октября в 19-30

mifologia-01

Шумерская цивилизация Месопотамии — одна из древнейших в мире, и ее мифология оказала огромное влияние на культуру позднейших народов. Нисхождение в подземное царство, умирающий и воскресающий бог, сила божественного слова — во всем этом шумеры были первыми.

38 веков первому роману-фэнтези — 27 октября в 19-30

mifologia-02

Вавилон, победив Шумер, впитал его язык, культуру и мифологию, ассимилировав шумерских богов с собственными.

Показательна судьба эпоса о Гильгамеше, бывшего у шумеров разрозненными сказаниями и превратившегося в Вавилоне в авторское произведение с развитым психологизмом.

Незнакомая Древняя Греция — 10 ноября в 19-30

mifologia-04
Была ли борода у Гермеса? Почему Аполлон пасет коров? Кого родила Афина, изнасилованная Гефестом? Действительно ли Геракл был истребителем чудовищ? Ответы на эти и многие другие вопросы уведут нас весьма далеко от привычных представлений о греках.

Осторожно: Гомер! — 17 ноября в 19-30

mifologia-05
Один ли автор был у «Илиады» и «Одиссеи»?
Почему «Илиаду» надо исключить из курса мифологии, и почему Платон требовал запретить ее вообще?

Хетты: древнейшие индоевропейцы Средиземноморья — 1 декабря в 19-30

mifologia-03

Понимание античной мифологии невозможно без знания хеттской. Борьба поколений богов, сражение Громовержца с богом земли, Атлант и другие образы — всё это было известно Средиземноморью за тысячу лет до Гесиода и Аполлодора.

Во что верил Рим? — 8 декабря в 19-30

mifologia-06
Быть жрецом и открыто насмехаться над ритуалами — нонсенс для нас, но неудивительно для римлян. Заимствуя мифы у греков, римляне невольно скрыли от нас собственных богов, не найдя аналогов самым могущественным из них.

Чем были на самом деле гладиаторские игры? Кем был гладиатор в Древнем Риме, а не в голливудском фильме? Почему римляне с легкостью разбивали рабов, но ужаснулись восстанию Спартака?

Термин «мифологическое мышление» устоялся в науке, однако он глубоко ошибочен. Мифология – это не логический конструкт, не занимательные истории о богах и героях, которые  мы знаем из античной литературы (авторских текстов!), это система эмоционального переживания мира и места человека в нем. Формой переживания становятся универсальные символы – и конкретные образы, в которые эти символы воплощаются у каждого народа.

Мифологический текст («текст» в широком смысле: повествование, изображение или ритуал) можно сравнить с мозаикой, где роль камней играют символы, при этом камень может быть положен лицом, тыльной стороной или отсутствовать. Знание языка символов дает нам ключ к понимаю «узора», но чрезмерное увлечение символикой приводит к тому, что мы теряем красоту и значение каждого конкретного узора.

Профессор Александра Баркова предлагает несколько циклов лекций по мифологии, ставя задачу найти гармонию общего и конкретного, мифологических универсалий и национальных традиций, рассматривая мифологические представления от первобытности и Древнего Мира до современности.

Прошедшие лекции

Лекция 1. Сопричастие мифу — 1 сентября в 19-30

myth1

Мифологическое виденье мира — это четко выстроенная система эмоций, и чем эмоциональнее социум, тем мифологичнее будет его культура. Универсальные мифологемы (мировая гора, мировое древо, мировая ограда и др.) воплощаются в культуре постоянно, вплоть до современности.
Но мифологическое мировосприятие не статично. С развитием цивилизации меняется и оно. Каким же образом?

Лекция 2. Сотворение мира — 8 сентября в 19-30

myth2

Что было, когда не было ничего? Тьма? Бесконечные воды? Хаос? Но почему греческие философы считали Хаос благим, а китайцы сходно говорят о Небытии?
Уникально ли представление о творении мира божественным Словом? Как представление о творческой силе Слова воплощается в мировой культуре?

Лекция 3. Богиня-Мать — 15 сентября в 19-30

myth3

Образ Богини-Матери насчитывает свыше сорока тысячелетий, и однако ее изображения создаются и по сей день. Какие же черты являются главными для древнейшей из богинь? Как связана она с образом Мирового Древа? Какие народы сохранили нам миф о полотняном мосте?

Лекция 4. Бог Земли — 22 сентября в 19-30

myth4

Если образ Богини-Матери известен и популярен, то ее антагонист и супруг Бог Земли (и преисподней; у тех народов, где развилось представление о Нижнем мире) описан в науке весьма скупо, а массовому сознанию неизвестен. Бык моря, Бык подземного мира, он распространен в культуре как морских народов, так и живущих в глубине материка.
Какова его символика? С какими цветами он связан? Каково значение синего цвета в мифологии?

Лекция 5. Подросток сквозь миф. — 29 сентября в 19-30

myth5

Полубог, с легкостью повергающий вражеские армии. Волк-оборотень. Убийца дракона и возлюбленный небесной девы. Эти образы мы привыкли считать фантастическими.
Но что, если они реалистичны? — только отражают не физический мир, а происходящее в душе подростка.
И кстати, кто это — подросток?

О лекторе

barkovaАлександра Леонидовна Баркова, профессор Центра дополнительного образования УНИК при ИМЭИ, преподает мировую мифологию с 1990 года. Студенческие работы и диссертация были посвящены былинам на фоне мирового эпоса (в 2012 году канал «Культура» выпустил в программе «Академия» ее лекции «Русский негерический эпос» и «Мифы о русской мифологии»). Большой интерес коллег вызвал ряд статей о мифологическом мировосприятии в современной молодежной субкультуре. Также в сфере научных интересов – буддизм, культура Японии, русская литература.
Лекции Александры Барковой запоминаются благодаря яркому риторическому стилю, живому диалогу с аудиторией, но прежде всего – нестандартному взгляду на известные вещи.

Стоимость лекции  — 400р.

Можно оплатить заранее —

Name:
email:
phone:
Yandexkassa

или записаться и оплатить на месте

Сообщите нам, что придете

One Response to Цикл лекций «Мифология»

  1. Наталья:

    Очень благодарна лектору за замечательные увлекательные выступления, на которых слушатели путешествуют с одного континента на другой в совместном поиске мифологических персонажей, их сходств, символов, различий. Очень сильная и «сочная» выжимка информации из огромного профессионального опыта лектора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>