kant

Немецкая классическая философия – это уникальное явление в мировой философской культуре, связанное с именами Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля и расположившееся в промежутке между концом XVII и серединой XIX столетия. Она высвободила эвристический потенциал философии Нового Времени (Декарт, Локк, Юм, Лейбниц), преодолев ее модифицированный теологический догматизм. Для немецкой классической философии характерно романтико-историческое сознание – особенно явным это становится у Шеллинга и Гегеля. Философы этого направления ощущали себя творцами новой античности: они активно интерпретировали древнегреческую культуру, подражали ей, заимствовали ее образцы. Немецкая классическая философия по времени совпадает со становлением германского национального самосознания: младшие современники Канта и старшие современники Фихте, Шеллинга и Гегеля – И. Гете и Ф. Шиллер создают классические образцы немецкой прозы и поэзии и вступают с этими мыслителями в продуктивный диалог, в результате которого философия отходит от латинской учености, начиная говорить на живом литературном языке. Она тесно связана рецепцией образования немецкой государственности и одновременно Великой Французской революции. Немецкая философская классика обновляет философский словарь, вводя новые термины и понятия. В целом она поставила проблемы и создала тематику, без которых немыслимы современная и постсовременная философии в XX-ом и XXI-ом веках.

1. Кант и критика чистого разума. — 28 июля в 19-30

Ключевым мыслителем немецкой философской классики является Иммануил Кант. Кант сделал важнейшее для последующих немецких философов преобразование: ему удалось критически переосмыслить классическую метафизику (От Декарта до Лейбница). Кант вводит понятие «имманентной критики», посредством которому ему, с одной стороны, удается удержать метафизику в качестве единственной формы постижения мира и, с другой стороны, избавить ее от ошибок, восходящих к теологическим предрассудками, унаследованным ею от схоластики. Тезис Канта: в своих основах метафизическое постижения мира верно, но оно при этом догматично, поэтому метафизика должна освоить механизмы критической саморегуляции, чтобы стать адекватной самой себе и таким образом получить возможность отвечать на внешние вызовы и решать новые проблемы. Кант вводит метафизику в историческое измерение, делает ее проектом Просвещения. Кант вводит историю как формальный принцип, без которого знание – в том числе и историцистская концепция Гегеля – были бы невозможны. В лекции пойдет речь о фундаментальном для имманентной критики различении между эмпирическим и трансцендентальным знанием, о схематизации, лежащей в основе объективации научного познания и об идеях, структурирующих метафизику в ее генетической целостности.

2.  Практический разум. Природа и свобода.  4 августа в 19-30

Обновление метафизики,  которое Кант попытался провести в «Критике чистого разума», было бы невозможно без концепции практического разума, изложенной в корпусе его этических сочинений («Основоположения метафизики нравов», «Критика практического разума», «Этическое учение о началах»). Практический разум для Канта есть условие возможности теоретического разума: нельзя критически осмыслить положения метафизики, без инстанции второго порядка – свободы.  Свобода – это умопостигаемое начало, независимое от чувственности и вместе с тем обладающее безусловной практической реальностью, будучи данной в качестве морального закона. Мы поговорим о взаимосвязи чувственной и сверхчувственной природы, сопоставим чувство долга и демона Сократа и, наконец, опишем осуществление свободы через государство, особым образом связанное с проблемами познания.

3. Имманентная критика вкуса — 11 августа в 19-30

Особое место в кантовской имманентной критике занимает «Критика способности суждения» – знаменитая «третья критика». «Критика способности суждения» посвящена эстетике, которую Кант долгое время не считал значимой сферой проявления разума. Однако в начале 90-х годов Кант понял, что эстетический опыт является опосредующим звеном между теоретическим и практическим разумом. Как видно из названия этой работы, ее ключевым понятием является суждение, которое впервые было проблематизировано в «Критике чистого разума», но получило полноценную разработку именно в «Критике способности суждения». Суждение – это смысловой экран между природой и свободой, обусловленный интуицией вкуса, которая в зависимости от своего предмета может быть связана либо с чувством прекрасного, либо с чувством возвышенного, особое соотношение которых определяет ход истории. В лекции пойдет речь о кантовской критике эстетического учения Берка, о соотношении определяющих и рефлексивных суждений, об определении вкуса в качестве незаинтересованного созерцания и о кантово-гетенианской теории символизма и гениальности.

4. Фихте и концепция «наукоучения» — 18 августа в 19-30

Второй значимой фигурой германской философской классики является Иоганн Готлиб Фихте. Фихте последовательный ученик Канта и в то же время вполне самостоятельная и оригинальная фигура немецкой философии. Философия Фихте олицетворяет промежуточный период между кантовским трансцендентальным критицизмом и романтизмом Ф. Шеллинга, братьев Шлегелей, Ф. Баадера и историзмом г. Гегеля. В своей центральной работе «О понятии наукоучения» Фихте разрабатывает одноименную философскую концепцию. Наукоучение – это, по словам Фихте, «наука всех наук», которая должна стать универсальной критической матрицей для всех существующих и будущих наук. Мы поговорим о понятии «самости» (Selbstkeit), о понятии «действия», в котором, по Фихте, раскрывается мышление, об отношении «Я» и «Не-Я», переосмысляющим кантовскую дихотомию феномена и ноумена и, наконец, о предлагаемых Фихте идее национального самосознания и роли ученого в обществе.

5. Философия природы Фридриха Шеллинга 1 сентября в 19-30

Основная работа молодого Шеллинга – это «Идеи к философии природы». Опираясь на идеи своего учителя И. Фихте, Шеллинг разрабатывает оригинальную концепцию природы, преодолевающую кантовскую. Так, если у Канта знание о природе дается в проекции субъективного рассудка, тогда как сама она остается непознаваемым сущим (вещью-в-себе), то у Шеллинга природа рассматривается в качестве организма, изначально включающего в себя человеческий рассудок на правах целого и потому открытого объективному познанию. В лекции пойдет речь о концептуализации организма в качестве самостоятельного сущего, будет затронута морфология И. Гете, на которую ориентировался Шеллинг в своей теории природы, а также о его переосмыслении в связи с последней новейших научных открытий эпохи.

6. Система трансцендентального идеализма и история у Шеллинга — 8 сентября в 19-30

Внимание! Лекция будет проходит по новому адресу ПУНКТУМА: м. Арбатская, Малый Афанасьевский переулок 1/33, 3 этаж, схема

Система трансцендентального идеализма – это центральный труд Шеллинга, знаменующий расцвет его философского творчества и восхождение концепции имманентной критики. В ней Шеллинг связывает воедино концептуальные наработки «Идей к философии природы» и «Писем о догматизме и критицизме». По аналогии с природой, переосмысленной Шеллингом через понятие организма (описывающим самостоятельное и самоданное живое сущее) и ставшей в начале 1800-х годов опорной точкой для имманентной критики, в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг переосмысляет понятие «Я» (Интеллигенции). «Я» (Интеллигенция) – это тождественный самому себе субъект мысли, определяющийся неизменной прообразной формой (мифом и традицией), непрерывно воспроизводящий сам себя в истории. В отличие от философии Канта, где прообраз остается трансцендентным по отношению к рассудку, включая в себя возможность полного видоизменения связанной с ним системы представлений, у Шеллинга прообраз «Я» всецело имманентен самому «Я», он есть его неизменная внутренняя форма, претерпевающая в истории исключительно обновляющие модификации. В лекции мы обсудим понятие интеллектуального созерцания, объединяющее «Я» и Природу, а также проблему исторического целого в связи с логикой самосознания и шеллинговской картиной трех философских эпох.

Лектор:

Борис Подорога — кандидат философских наук, преподаватель.

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.

Оплатить сейчас —

Имя:
email:
Robokassa

Запись:

Запись по телефону: +7 910 478 65 54

или через форму ниже:

Сообщите нам, что придете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *