fbpx


Авторский курс Андрея Гасилина — «Проект «де Сад»

desad-00

Творчество маркиза де Сада можно сравнить с восхитительной оранжереей, привлекающей своими ароматами множество медоносных пчёл – трудолюбивых исследователей разного жанра и толка. Читателю хорошо известен терпкий вкус садовского мёда, принёсший ему всемирную известность, но само устройство, внутренняя архитектура садовского цветника остаётся для него в тайне. В конце концов, стоит признать, что маркиз де Сад, которого представляет нам культура, является лишь интеллектуальным конструктом, имеющим мало общего с реальным Донасьеном Альфонсом Франсуа, сыном Жана-Батиста де Сада.

Этот курс имеет целью представить жизнь и сочинения де Сада в их экзистенциальной целостности, в виде единого жизненного проекта – проекта «де Сад». Применив к литературному и биографическому материалу методы экзистенциального анализа и аналитической антропологии, мы попытаемся выявить внутреннюю логику садовского письма и особенности его философского метода в контексте его личной, литературной и общественной жизни.

Структура курса:

Встреча I : Рождение Либертена

Встреча II : Три революции

Встреча III : Механический театр наслаждени

Встреча IV : Сартр и Сад

Встреча I : Рождение Либертена — 5 июля в 19-30

desad-01

Во времена Людовика XV французский двор представлял собой пикантный коктейль из ослепительной роскоши, утончённой изысканности, бесстыдного сладострастия и опьяняющего ощущения вседозволенности. Не удивительно, что именно в эту эпоху в аристократической среде – под эгидой преосвященного абсолютизма – зародилось самое радикальное, циничное, антихристианское и, по своей сути, анархическое течение, главным идеологом которого суждено было стать герою нашего исследования.

Нашу первую встречу мы посвятим анализу детских лет и семейного окружения Донасьена де Сада. Рассмотрим, какую роль сыграли в формировании сексуальных предпочтений юного маркиза его отношения с отцом и матерью. Увидим, как свободные нравы французской аристократии, дополненные сложными отношениями в его собственной семье, отразились в антигуманистической концепции садовского Либертена.

Встреча II : Три революции — 12 июля в 19-30

desad-02

Французскую Революцию 1789 года маркиз де Сад встретил в Бастилии. По иронии судьбы, он оказался одним из тех немногочисленных её узников, которых освободили революционные толпы, прежде чем сравнять с землёй этот символ тирании и неограниченной власти высшего сословья. Несмотря на своё аристократическое происхождение, а также весьма сомнительное с точки зрения революционного правосознания прошлое, после своего чудесного освобождения Донасьен превратился в одного из «комиссаров» революции, став делегатом Национального конвента.

Эту встречу мы посвятим революционной составляющей жизни и творчества маркиза де Сада. Посмотрим, какую неизлечимую травму нанесли его сочинения французской литературе. Обсудим его влияние на психоанализ Зигмунда Фрейда, движение сюрреалистов и сексуальную революцию XX века. Попытаемся ответить на вопрос, был ли непродолжительный политический реванш Сада одним из многочисленных парадоксов истории, или его философия была действительно революционной.

Встреча III : Механический театр наслаждения — 19 июля в 19-30

desad-03

К романам маркиза де Сада можно относиться по-разному. Кто-то считает их ординарным порнографическим чтивом, кто-то видит в них художественно оформленную энциклопедию извращений, кто-то обнаруживает исток обширной литературной традиции, простирающейся от Шарля Бодлера до Уильяма Берроуза. Но, прежде чем разделить ту или иную стратегию толкования, стоит поставить вопрос: Как вообще читать де Сада? Какова архитектура его произведений? Какова топология и ритмика его письма?

В этот раз мы рассмотрим ключевые вопросы внутренней организации садовской литературы. В качестве формообразующего принципа нашего исследования выступит концепция механического театра – театра, где нет живых персонажей, а все роли разыгрываются человекообразными куклами. Образ театра наслаждения поможет нам понять, по каким законам строятся садовские фантасмагории и для чего, в конце концов, Сад пишет свои романы.

Встреча IV : Сартр и Сад — 26 июля в 19-30

desad-04

Как-то раз Симона де Бовуар сказала: «…если бы Сартр не был Сартром, он стал бы де Садом». Действительно, несмотря на кардинальные различия в языке, тематике, стилистике и философии этих двух корифеев французской литературы, есть в них что-то неуловимо общее, что обнаруживает сущностное родство между их жизненными проектами.

Наш анализ проекта «де Сад» был бы не полным, если бы мы не обратились к теме садизма и насилия у изобретателя метода экзистенциального психоанализа – Жан-Поля Сартра. Посмотрим, какое место занимает стратегия садизма в его интерсубъективной диалектике Я-Другой. Узнаем почему именно садистические структуры лежат в основе «писательского невроза» – Гюстава Флобера, Шарля Бодлера и Жана Жене, чьи биографии авторства Сартра составили золотой фонд французского литературоведения

О преподавателе:gasilin

Андрей Гасилин – магистр философии (выпускник философского факультета РГГУ), аспирант Института Философии РАН (сектор аналитической антропологии). Специалист по французской философии XX века и экзистенциализму Жан-Поля Сартра. Круг научных интересов: философская антропология, философия культуры, социальная философия, философия науки и техники. Читает авторские курсы по истории и современным проблемам

Стоимость — 400р.

Оплатить сейчас — [rk_button sku=»0505161257123″ price=»400″ description=»де сад»]

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*