oswald-mosley-feature

Двадцатый век стал для человечества веком чудовищных испытаний, ассоциирующиеся в первую очередь с преступлениями нацистов. После 1945-ого года и по сей день остается нерешенным вопрос: как такое могло произойти? Часто говорят о слепом иррационализме нацизма, обсуждая регресс немецкого общества к первобытному варварству. Однако весь ужас нацизма состоял в том, что он представлял собой расчетливый и безжалостный политический разум, использовавший для господства над душами людей сложный идеологический конструкт. Мы попробуем описать разнообразные идеологемы, которые после 1933 года вошли в состав политической доктрины национал-социализма. Среди них – пантеистический образ истории, распространившийся среди немецких консерваторов второй половины XIX-ого столетия, теория народа-организма, «тайная доктрина» Блаватской, «теозоология» Ланца фон Либбенфельса, зловещие французские расовые учения Г. Лебона, Э. Дрюмона и Ж.-В. де Лапужа, воспринятые и «доработанные» видными «расологами» Третьего Рейха (В. Гросс, А. Бартельс и М. Штеммлер). И, наконец, мы покажем, как эти идеологемы обретают фактическую разрушительную силу в рамках единой концепции тоталитарной власти, определявшей устройство нацистского государства.

Лекция 1. Народ как организм — 23 июня в 19-30

Понимание народа (Volk) как живого существа определяется романтико-консервативным переосмыслением идеи истории: если классическая просвещенческая история – это мировой прогресс, неотделимый от универсалистской монотеистической доктрины христианства, то последняя есть история отдельных народов, основанием которой служит пантеистическая картина мира. С точки зрения немецкой консервативной мысли, бытие человека укоренено в природе и выражается через народ, приобретая таким образом ценность и значение. Мы поговорим о «бессознательной» связи человека с ландшафтом и этносом, образующей начальные границы volkisch-идентичности, о попытках В. Риля и А. Меллера ван дер Брука проинтерпретировать средневековое сословно-корпоративное деление общества через оптику философии жизни в рамках формирования концепции народа и о влиянии на него платоновской теории государства.

Лекция 2. Этнос, цвет, кровь: расовая теория и антисемитизм — 30 июня в 19-30

Биологический расизм – это наиболее известная черта нацизма, своего рода, визитная карточка холокоста. Как идеологическая система он представляет собой сложную смесь социал-дарвинизма, евгенического «учения» и культур-пессимизма. После 1933 года романтическая теория народов уступает место концепции, сводящей миропорядок к субординации человеческих рас – биологических видов, стоящих на различных ступенях эволюционного развития. Во главе угла – высшая белая или арийская раса, историческая миссия которой состоит в том, чтобы следить за чистотой своей крови и предохранять себя от смешения с другими расами, поскольку именно на ней, в конечном счете, и держится космос. Эта концепция была позаимствована нацистскими идеологами у французских «теоретиков» и была переосмыслена ими с акцентом на противостояние двух «смертельных» врагов – арийцев и евреев, где первые воплощают совершенную расовую форму, а вторые – антирасу, призвание которой разрушать все другие расы. В порыве ксенофобской ненависти нацисты объявили себя спасителями мира от «еврейской чумы, угрожающей всем другим народам». В лекции пойдет речь о пессимистической расовой концепции Артура Гобино, о взаимосвязи расизма и социал-дарвинизма у Г. Лебона и Э. Дрюмона, об особенностях ее восприятия главным расологом третьего Рейха, Вальтером Гроссом и ее интеграции в массовое сознание.

Лекция 3. Влияние Тайной Доктрины мадам Блаватской: формирование ариософии — 7 июля в 19-30

Еще одним существенным элементом нацизма было так называемое ариософское учение или арманизм, теоретическим основанием которого был античный гностицизм, представленный в зеркале теософской доктрины Елены Блаватской. Последняя различным образом обыгрывалась австрийскими ариософами, таким как Гвидо фон Лист, Ланц фон Либбенфельс, Курт Виллигут. В лекции мы попробуем проанализировать влияние концепции корневой расы на формирование образа избранного арийского племени, в качестве прямых наследников которого рассматривались немцы, мистическое значение нацисткой символики, древнегерманской мифологии и фантастического города Шамбалы. Речь пойдет о воздействии всех этих оккультных представлений на политическое мировоззрение высших чиновников Третьего Рейха, прежде всего, А. Гитлера и Й. Геббельса.

Лекция 4. Принципы тоталитарной власти: нацизм и коммунизм — 14 июля в 19-30

Третий Рейх, наряду с СССР в период правления Сталина и маоистским Китаем, – один из лучших примеров тоталитарного государства. Тоталитарное государство – это особый политический режим, который нельзя свести ни к абсолютной монархии, ни к тирании, ни к автократии, ни даже к военной диктатуре. Тоталитарная идеология претендует на утверждение всеобщих законов исторического развития, которые для нее имеют значение религиозных догм. Таким образом, она нуждается в тоталитарном государстве, которое смогло бы обеспечить ей тотальное, мировое господство, приложение ко всему человечеству. Преступления тоталитарных режимов оказываются возможны не столько в силу личного деспотизма их фюреров, сколько в силу самой тоталитарной логики, для которой единичный человек с его естественной индивидуальностью – избыточен. Мы обсудим концептуальную связь между невозможностью иметь убеждения внутри тоталитарного общества и апатией кантовского категорического императива, соотношение внутреннего и внешнего видов тоталитарной экспансии. Мы попытаемся обрисовать, так называемый «принцип бесконечного движения», превращающий тоталитарное государство в машину смерти, где жертвы и палачи непрерывно меняются местами и набросаем психологические портреты главных «героев» тоталитаризма – Гитлера и Сталина.

Лектор:

Борис Подорога

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.

Оплатить сейчас —

Имя:
email:
Robokassa

Запись:

Запись по телефону: +7 910 478 65 54

или через форму ниже:

Сообщите нам, что придете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *