fbpx


Цикл киноклубов: «Насилие и кино»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Насилие — не просто часть повседневности, от которой многие из нас хотели бы избавиться. Это еще и свойство культуры в целом: насилие по отношению к природе, насилие по отношению к не вписывающимся в доминирующие нормы… Кино также определялось Эйзенштейном как один из видов насилия: ведь визуальное, как полагалось в этом случае, проникает в сознание без дополнительных барьеров и фильтров (по сравнению с текстовой информацией). Одна из тактик борьбы с насилием — разоблачать его, делать невидимое и нормализованное насилие видимым. Нескольким вариантам подобного разоблачения и будет посвящен наш короткий цикл киноклубов.

Право на насилие. Заводной апельсин (Стэнли Кубрик, 1971)

????????????

Макс Вебер определил государство как организованный союз господства, обладающий монопольным правом на легитимное физическое насилие. С этой точки зрения, получившей широкое распространение, отдельный индивид, совершающий насилие, должен быть остановлен государством и наказан. Стэнли Кубрик берется адаптировать книгу Энтони Берджесса «Заводной апельсин», провокационно проблематизирующую отношение индивида и аппарата власти. В итоге у Кубрика получается культовый фильм, поспособствовавший не только переосмыслению проблемы, но и вспышкам уличного насилия среди молодежи. «Заводной апельсин» — это один из самых ярких случаев, когда кино обращается к насилию не просто как к выразительному средству, но как к главной теме для рассуждений.

Насилие повседневности. Седьмой континент (Михаэль Ханеке, 1989)

continent

Михаэль Ханеке к настоящему моменту получил Оскара за лучший фильм на иностранном языке, две Золотые пальмовые ветви, множество других наград Каннского кинофестиваля… Этот австрийский режиссер, работающий в духе жесткого обличения современного быта, стал одним из поводов распространить термин «новый экстремизм» на европейское авторское кино за пределами Франции. «Седьмой континент» — первая работа Ханеке, в которой уже содержатся мотивы, позже прославившие его. Современная семья растворяется в мире вещей, буржуазная повседневность оборачивается насилием, которое исходит не от внешней угрозы. Насилие заключено в том мире, в котором персонажи Ханеке существуют и не могут найти ни повода к коммуникации, ни смысла продолжать жизнь.

Путь насилия. 29 пальм (Брюно Дюмон, 2003)

????????????

Французское авторское кино конца девяностых — начала нулевых в исследованиях и критике с 2004 года стали называть «новым экстремизмом». Сначала термин использовался как инвектива, но вскоре у нового экстремизма появились защитницы и защитники, так что обозначение утратило эмоциональную окраску и стало нейтральным, а вскоре стало распространяться и на стилистически схожее авторское кино из других стран Европы. Характерная черта нового экстремизма — совмещение артхаусной манеры съемки фильма (длинные планы, часто — статичная камера, малое количество диалогов) с провокационно эксцессивным изображением секса и насилия. Обилие натуралистичных сцен в таких фильмах делает их сопоставимыми с эксплуатационным кино, хоррорами и порно. Брюно Дюмон стал одним из режиссеров, олицетворяющих новый экстремизм, а «29 пальм» — типичным примером стиля. Насилие здесь возникает спонтанно, хотя его возможностью дышит вся картина, формально заимствующая голливудский жанр роуд-муви. Сознательная недосказанность в «29 пальмах» ставит под вопрос не просто содержание авторского высказывания, но даже сам факт его наличия.

Ведущий- Денис Салтыков


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*