fbpx


Once in a lifetime: Голограмма для короля (Том Тыквер, 2016)

Кирилл Горячок

После развода с женой неудачливый бизнесмен Алан Клей (Том Хэнкс) отправляется в Саудовскую Аравию, дабы продать королю новую голографическую технологию. Вырученные деньги помогут Клею оплатить долги и учебу дочери. Но, столкнувшись с обычаями и культурой другой страны, бизнесмен чувствует себя еще более отчужденным, его дела не ладятся, стулья один за другим ломаются под ним. Чувство вины перед дочерью, комплекс неполноценности перед отцом, бесконечные неудачи в работе. Тяжелый груз возрастных проблем физически проявился в выросшей на спине кисте. Клей понимает, что единственная возможность наладить свою жизнь – избавиться от болезни. Но опухоль растет, а король и его представители все не появляются.

Режиссер Том Тыквер написал, возможно, самый жизнеутверждающий сценарий в своей карьере. Несмотря на вполне традиционную тему выпадения из привычных условий, герой Тома Хэнкса сталкивается в первую очередь с самим собой. Ощутимого конфликта культур не происходит, кафкианские приключения бизнесмена целиком являются отражением его личных фрустраций. Тыквера интересует только его персонаж и фокус фильма не сдвинется с него до конца.

Ставшая популярной еще до релиза, начальная сцена фильма – своего рода видеоклип на знаменитую песню Talking heads «Once in a lifetime» – вводит зрителя в историю персонажа куда лучше любых флешбэков. Жизнь Алана Клея не принадлежит ему, и можно винить в этом кого угодно, даже китайцев, конкуренции с которыми он вновь и вновь не выдерживает, что созвучно его отношениям с женой. Другая женщина, чудом явившаяся ему в чужом мире, сумеет избавить его от тяжелой ноши, вырежет многолетнюю опухоль на его спине.

Преимущество «Голограммы для короля» в очень четком посыле и крепком сценарии, благодаря которому идея кризиса среднего возраста обретает живые краски. Фильм Тыквера очень созвучен более совершенным «Трудностям перевода» Софии Копполы, но несет явный отпечаток личных переживаний автора. Сентиментальность, которой пропитана вторая половина картины, не позволяет «Голограмме» быть до конца убедительной или смелой. Очевидная развязка способна нагнать тоску и даже разочарование, но в ее банальности скрывается немаловажный вопрос. Не сентиментальна ли сама жизнь, случайные встречи и личные переживания? Не хотим ли мы сами сделать их таковыми?

Голограмма, запущенная Клеем для короля, только подтверждает для него, что нет никаких расстояний и культурных барьеров, а китайцы, вновь опередившие его на рынке, не имеют к нему лично никакого отношения. «Голограмма для короля» — ода к радости и свободе, которая может раздражать своей мягкостью и мелодраматичностью. Но нельзя не порадоваться за самого Тыквера, если он пришел к тем же выводам, что и Алан Клей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*