polit_history-00

Политика в наши дни интересует многих, но не каждый знаком с происхождением философских концепций, лежащих в основе современных политических течений. Без знания и понимания этих основополагающих идей легко утонуть в бурном потоке новостных сводок и стать жертвой пропаганды. Способность видеть в изменчивых политических формах устойчивые теоретические конструкции лежит в основе философского подхода к политике, дающего заинтересованному наблюдателю преимущество критического взгляда.

Этот курс представляет собой своеобразную ретроспективу политических учений – от глубокой древности до наших дней. В рамках курса мы рассмотрим самые значимые концепции, понятия и проблемы, возникшие в русле политической философии. Чем отличается китайская политическая мысль от европейской? Что лежит в основе утопического мышления? Что такое естественный закон? В чём его отличие от общественного договора? Возможно ли общество всеобщей справедливости? Отвечая на эти и множество других вопросов, мы сможем выработать критический взгляд на современную политику и увидеть концептуальные истоки многих актуальных трендов.

Содержание курса:

Лекция I: Гармония Поднебесной

Лекция II: Логика полиса

Лекция III: Между двумя мечами

Лекция IV: Рождение «Утопии»

Лекция V: От природы к политике

Лекция VI: В горниле Революции

Лекция VII: Реставрация и консерватизм

Лекция VIII: Государство «по науке»

Лекция IX: Идеология тотальности

Лекция X: Постполитика

Лекция I: Гармония Поднебесной — 14 мая в 15-00

Catalogue 86 Portrait of the Qianlong Emperor Ink and colors on silk 99 ½ x 59 inches (253 x 150 cm) Peabody Essex Museum and Milwaukee Art Museum only Plate 2 Accession 6466

Нельзя не удивляться чрезвычайно развитой культуре политической мысли, господствовавшей в Древнем Китае уже в первом тысячелетии до Нашей эры. Пожалуй, ни одна другая цивилизация древности не достигла такого уровня рефлексии над собственной политической практикой и не сумела оформить результаты этой рефлексии в столь лаконичных и ёмких теоретических формулах. Основной вопрос, лежащий в основе всей древнекитайской политической философии: «Как упорядочить Поднебесную?» Иначе говоря, как устроить общественную жизнь и существование отдельного индивидуума, так, чтобы они достигли гармонии с Небом.

Наша первая встреча будет посвящена двум философским традициям древнего Китая, предложившим разные подходы к решению указанной проблемы. В фокусе нашего внимания окажутся ключевые представители конфуцианства и легизма. Мы рассмотрим основные концепции этих философских школ, сравним их подходы к государственному строительству. Узнаем, как политическая мысль древнекитайских философов отражается в идеологии современного социалистического Китая.

Лекция II: Логика полиса — 21 мая в 15-00

polit_history-02

В древнегреческом полисе активное участие в общественной жизни было не только и не столько правом, сколько священной обязанностью каждого зрелого гражданина. Жизнь свободного грека вне политики была просто непредставима. Недаром Аристотель определил человека именно как общественное животное. Осмысление законов общежития и принципов распределения властных полномочий стало одним из ключевых мотивов древнегреческой философии.

В этот раз мы обратимся к политической мысли древней Греции. Раскроем политический пафос философских экзерсисов Сократа. Поговорим о «прабабушке» всех политических утопий – идеальном государстве Платона. Обсудим основные идеи, выдвинутые Аристотелем в его «Политике».

Лекция III: Доктрина двух мечей — 28 мая в 15-00

polit_history-03

Тотальная теоцентричность мысли Средневековья отразилась и в политической философии этой эпохи. Средневековая политика была совершенно непредставима без божественной санкции. Впрочем, область применения последней всегда была предметом жарких дискуссий. Ключевой проблемой средневековой политической мысли стало соотношение священной и светской власти. Ответом на этот щекотливый вопрос стала так называемая доктрина Двух Мечей, сформулированная в политическом трактате «О двух властях» и получившая развитие в сочинениях многих средневековых теологов.

Эту встречу мы посвятим политическим учениям христианского Средневековья. Обсудим теологические истоки политических доктрин, обнаруживаемые в трактатах Блаженного Августина. Проследим генезис политической мысли в рамках Западного христианства. Сравним основные её концепции с политическими практиками, характерными для Восточного христианства.

Лекция IV: Рождение «Утопии» — 4 июня в 15-00

polit_history-04

В эпоху Возрождения произошло тотальное «переформатирование» культурного ландшафта Европы. Глубочайшие изменения в мышлении и восприятии ренессансного человека закономерным образом затронули и сферу политического. Вековое господство священных статутов и примат божественной иерархии дрогнули под напором гуманистов, уступив место принципиально новым формам политического мышления.

Наша очередная встреча будет посвящена политической мысли в эпоху Возрождения. Мы рассмотрим основные идеи ключевого для этого времени политического трактата «Государь» Никколо Макиавелли. Ознакомимся с содержанием знаменитой «Утопии» Томаса Мора. Обсудим политические идеи одного из первых архитекторов международного права – Гуго Гроция.

Лекция V: От природы к политике — 11 июня в 15-00

polit_history-05

XVII и XVIII века были необычайно плодотворны в плане политической мысли. Пожалуй, не было в истории Европы эпохи столь сильно повлиявшей на становление современной политической философии, как эпоха Просвещения. Большинство концепций, которые принято сейчас называть «европейскими ценностями», – таких как права человека, разделение ветвей власти, примат либерализма и демократии, – сложились именно в это время.

Нашу очередную встречу мы посвятим философской мысли эпохи Просвещения. Сравним две теории общественного договора, представленные англичанином Томасом Гоббсом и французом Жан-Жаком Руссо. Обсудим политические аспекты проекта энциклопедистов. Рассмотрим политическое учение одного из основоположников современного либерализма – Джона Локка.

Лекция VI: В горниле Революции — 18 июня в 15-00

polit_history-06

Будучи политическим проектом улучшения общества, направленным на ликвидацию прогнивших социальных структур и оздоровление одряхлевшего тела государства, Революция чаще всего принимает форму стихийного бедствия, несущего смерть, несчастье и тотальный террор. Истинная Революция, подобно древнееврейскому Молоху, требует от людей ужасной платы за будущее благоденствие, взимая её человеческой кровью.

Эта наша встреча будет посвящена философским концепциям, составившим основу масштабного революционного движения, начавшегося с английской революции XVII века и с переменным успехом продолжающегося до наших дней. Узнаем, какими политическими идеалами руководствовались вожди Французской Революции 1789 года и какие из них удалось воплотить в реальность. Рассмотрим революционный террор в свете натурализма маркиза де Сада.

Лекция VII: Реставрация и консерватизм — 25 июня в 15-00

polit_history-07

История, порою, напоминает гигантский маятник: за чередой масштабных политических потрясений и радиальных реформ чаще всего следует эпоха суровой реакции. Это возвратное движение, обусловленное «естественными законами» развития социума, получило теоретическое оформление в консервативной идеологии, выступающей основным концептуальным противником большинства революционных течений.

Нашу очередную встречу мы посвятим философским основаниям консерватизма и неоконсерватизма. Рассмотрим, генезис консервативных идей от графа де Местра до Карла Шмитта. Обсудим влияние консервативной философии на современную политическую практику.

Лекция VIII: Государство «по науке» — 2 июля в 15-00

polit_history-08

Одним из эффектов бурного развития науки в XIX веке стала вера в возможность построения общества всеобщей справедливости на строгих научных основаниях. Наивная вера во всемогущество науки привела к созданию философских систем нового типа. Опираясь на разнообразный исторический материал и подкрепляя свои тезисы последними достижениями науки, ведущие мыслители XIX века создавали фантасмагорические проекты будущего, пленяющие воображение масс и призывающие их к действию.

Наша очередная беседа будет посвящена политической философии XIX века. Посмотрим, какие философские основания легли в основу марксистского проекта «научного коммунизма». Узнаем, на что опирались в построении своих анархических учений Бакунин и Кропоткин. Обсудим программу политических преобразований, предложенную в рамка позитивизма Огюста Конта.

Лекция IX: Идеология тотальности — 9 июля в 15-00

polit_history-09

Гитлеровская Германия и Сталинская Россия могут послужить примером того, как грандиозные проекты политического переустройства превращаются в настоящие фабрики смерти, в которых уничтожение людей поставлено на поток, приобретая вид конвейерного производства. Ключевой проблемой политической философии XX века стал вопрос об истоках и логике тоталитаризма, его социальных практиках и эпистемологических основаниях.

Нашу очередную встречу мы посвятим анализу тоталитарных идеологий. Сравним тоталитарные практики, господствовавшие в нацистской Германии и Советском Союзе. Познакомимся с рассуждениями о генетической связи фашизма с проектом Просвещения, предложенный философами Франкфуртской школы. Обсудим философский взгляд Ханны Арендт на истоки тоталитаризма.

Лекция X: Постполитика — 16 июля в 15-00

polit_history-10

 

В современном мире симулякров любой политический акт – это очередной ход в сложной стратегической игре, в которой каждый из игроков озабочен лишь накоплением политических очков. «Вечные ценности», такие как «свобода», «равенство», «братство» – служат здесь разменной монетой в проектах дельцов от политики. Политическая философия постмодернизма представляет жизнь современного социума в виде глобального реалити-шоу, аудитория которого исчисляется миллионами простодушных зрителей, выступающих одновременно и его участниками.

Нашу последнюю встречу в рамках этого курса мы посвятим современному философскому взгляду на политику. Сравним концепции конца истории, выдвинутые Френсисом Фукуямой и Жаном Бодрийяром. Обсудим роль мировых и национальных СМИ в конструировании политической реальности. Рассмотрим теорию коммуникативного действия, предложенную Юргеном Хабермасом.

О преподавателе:gasilin

Андрей Гасилин – магистр философии (выпускник философского факультета РГГУ), аспирант Института Философии РАН (сектор аналитической антропологии). Специалист по французской философии XX века и экзистенциализму Жан-Поля Сартра. Круг научных интересов: философская антропология, философия культуры, социальная философия, философия науки и техники. Читает авторские курсы по истории и современным проблемам

Стоимость — 400р.

Оплатить сейчас — 

Имя:
email:
Robokassa

Сообщите нам, что придете

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *