fbpx


Призрачная соната: кинопросмотр с обсуждением фильма «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

theatre-05

Ингмар Бергман в своих фильмах часто вспоминает свое детство, обращается к далеким, но навсегда отпечатавшимся в его сердце образам, для того, чтобы проиллюстрировать свою историю еще контрастней. Ведь когда, как не в детстве, мы точно знаем, что живем, той, настоящей, подлинной жизнью, знаем, что такое Добро, а что Зло, точно знаем, что делает нас самыми несчастными на свете, а что — самыми счастливыми. Мировосприятие детства — это радостное погружение в жизнь, ее абсолютное приятие, со всеми спектрами эмоций, красок, умение видеть кромки бытия, чуткость к волшебству и магии.

Таким восприятием проникнуты некоторые фильмы Бергмана, такие, как «Фанни и Александр». Но в них мы еще видим, как коротко лето, особенно в Швеции. И вслед за этим беззаботным, радостным временем юности, приходит бремя уже взрослых проблем, отчаяние, горечь, познание первых грехов. Этот переход от детства к юности, а от юности — к неумолимо настигающей старости, один из самых болезненных, сакральных, и катастрофических в жизни человека. На смену радостному приятию жизни приходит отравляющая мука старческих размышлений и сожалений. А если мы говорим о творческом человеке, художнике, то эти переживания, призраки прошлого, причиняют боль, врезаются в восприятие во сто крат острей.

Фильм начинается празднованием Рождества, и завершается двойными крестинами и праздником Пасхи, а между этими радостными событиями лежит судьба человека, мальчика Александра, его катастрофически быстрого взросления, его прямого столкновения со Злом и посвящения во Грех. В конце фильма Александр как бы перерождается, для новой жизни (недаром в финале — Пасха), повзрослевшего человека, которому суждено теперь до конца жизни нести бремя Мысли, идти бок о бок с призраками, не приносящими покоя.

Лектор: Мария Седова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*