fbpx


Цикл лекций Олеси Строевой «Философия и искусство»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

«Эстетика безобразного: от античного хаоса до телесности постмодернизма. Натурализм и идеализация. Рождение и эволюция образа Сатаны»

stroeva-may16-02

Проявление безобразного в искусстве в разные эпохи развития культуры существовало как антитеза прекрасному. Греки заложили основание представления о классическом искусстве как о проявлении прекрасного идеала — совершенного пропорционального тела. Христианское искусство углубило понимание прекрасного, как духовного начала, противопоставляя ему начало животное плотское, так оформился образ Дьявола, обрели визуализацию Сатана и его свита. Этот смешанный антично-христианский архетип настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что гиперреалистическое воплощение конкретной телесности в скульптуре подчас вызывает у нас шок. Однако современное искусство, начиная еще со времен модернистов, нарочито стремится к визуализации «повседневного безобразного». А путь трансформации образа Дьявола привел к его полному очеловечиванию.

«Иконография Венеры: эволюция женского земного архетипа от Иштар до Олимпии Мане. Богоматерь и Мадонна: эволюция женского небесного архетипа Софии»

stroeva-may16-03

Женское начало в архаической культуре олицетворяла мать-земля, но плодородие, как основная ее функция, в дальнейшем уступила место чувственному воплощению любви. Древние богини Иштар и Афродита, запечатленные в скульптурах, воспроизводят архетип земного материального образа женской стихии. Духовное женское начало в иудо-христианской традиции воплощается в образах Софии и Богоматери. В эпоху Возрождения происходит сближение небесного и земного архетипов, они перекрещиваются в ренессансных мадоннах. Окончательное «очеловечивание» абстрактных архетипических женских образов происходит в Новое время и у модернистов. Мифологическая Венера обретает черты одалисок и куртизанок, вызывающе взирающих с полотен Энгра и Мане.

«Индоевропейская мифология: общие символы и образы славянских и скандинавских мифов. Загадки Бабы Яги и Курочки Рябы»

stroeva-may16-04

Сюжеты северной мифологии, не столь часто представленные в изобразительном искусстве, хорошо знакомы нам по литературным и кинематографическим произведениям. Герои кельтской, скандинавской, немецкой мифологии практически не становились предметом внимания живописцев вплоть до 19 века. И только прерафаэлиты, восстав против академических правил, обратились к богатому материалу собственной северно-европейской традиции, поставив ее в один ряд с образами древнегреческой и библейской культуры. Похожа судьба и славянского мифологического наследия: отголоски «преданий старины глубокой» дошли до нас в форме сказок и народного фольклора. Известно, что космогония древних славян, включала образность и символику общую для индоевропейской мифологии, например, представления о мировом древе, произраставшем на острове Буян (Рюген), где находился также Алатырь-камень (пуп земли), источники живой и мертвой воды. Пантеон древних славян включал огромное количество богов и божеств, многие из них стали персонажами русских сказок, так богиня Мара (Моровая дева) была прообразом Бабы Яги. Некоторые образы славянской мифологии дошли до нас благодаря русским художникам, так на картинах Васнецова мы можем встретить птиц Гамаюн, Сирин и Алконост. Одна из самых загадочных русских сказок про Курочку Рябу интерпретировалась многими великими философами и психоаналитиками, например, Мартином Хайдеггером и Зигмундом Фрейдом, поскольку она хранит в себе древний культурный код, значимый для всей индо-европейской мифологии.

«Древние символы в массовой культуре. От архаики до тоталитарных культов и рекламы»

stroeva-may16-01

Глобализация и массовая культура, как известно, представляет собой бриколажный тип производства, что предполагает использование символов разного культурного происхождения, причем их подлинное значение утрачивается и используется лишь внешняя оболочка. Однако, многие символы, являясь архетипами, действуют бессознательным образом. Например, почему символом компании Apple стало надкушенное яблоко? У этого символа можно считать несколько коннотаций: от Ньютона до Библейского грехопадения, но есть и универсальный архетипический смысл, уходящий корнями в архаику, и  отсылающий к древнему догреческому образу бога Аполлона и его «молодильным яблочкам». А что означает пацифистский значок, и, причем тут перевернутая нордическая руна? Проанализируем, какие древние символы и визуальные приемы использует сегодня медиакультура? Реклама, как и все идеологические машины тоталитарных режимов, используют одни и те же приемы воздействия на подсознание, чтобы закреплять мифологические установки символическим образом. А поскольку медиакультура сегодня является главным инструментом, транслирующим мифы потребительского общества, возрождение архаического символизма представляется абсолютно закономерным процессом.

«Эволюция мужского архетипа от античных героев до современной массовой культуры»

iskusstvo_june

Греки разложили мужской архетипический образ на две составляющие, представленные в эллинской эстетике Апполоном и Дионисом. Эти два божества олицетворяют с одной стороны разумное идеальное начало, с другой — природное плодородное.  Что важнее – мужская сила и мускулистый торс или ум и благородные качества, об этом задумываются женщины по сей день, делая выбор в пользу того или другого. Как в ходе развития культуры менялись представления об идеале настоящего мужчины, и кто нашел «золотую середину», поговорим на лекции.

«Представления о рае и аде в индоевропейской мифологии: архетип обреченности?»

iskusstvo_june

Мифы древних шумеров, египтян, греков, скандинавов, славян рассказывают подробно о мире мертвых и мучениях смертных, потустороннем царстве, где царит либо холод, либо огонь. Однако рай предназначается  только избранным, полубогам или героям, простым смертным туда путь закрыт. Лишь христианство принесло надежду на спасение и уравняло всех перед последним судом. Языческий архетип обреченности не прижился и в массовой культуре, поскольку мотив «хэппи-энда» намного более утешителен. Почему архаическое сознание было столь пессимистичным, а современная культура столь оптимистична, поразмышляем на лекции.

«Эволюция «Тайной вечери»: от канонической живописи Средневековья до современных интерпретаций цифрового искусства»

iskusstvo_june_02

В современной цифровой работе Константина Худякова мультифрагментарный лик Христа парит над бесконечным столом со стеклянными кубами, в которых видны лики Иуды, а возможно и других апостолов, различить их сложно. Эта концепция отсылает нас к Сальвадору Дали: ведь это на картине гениального сюрреалиста Иисус несоизмеримо превознесен над апостолами, склонившими головы, и их лица также невозможно различить. А Сальвадор Дали в свою очередь вел диалог с Леонардо да Винчи, великим реформатором эпохи Возрождения, и его всемирно известной фреской. Почему сюжет «Тайной вечери» привлекает художников, начиная со Средних веков, и не оставляет по сей день? Что в этом сюжете интересует художника в его эпоху? Как смещаются акценты, как меняется мировоззрение, как меняется восприятие самого себя, покажет нам экскурс в историю культуры.

Лектор:

Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.


Комментарии

Маргарита

Мне очень хочется побывать на лекции «Индоевропейская мифология: общие символы и образы славянских и скандинавских мифов. Загадки Бабы Яги и Курочки Рябы», однако именно 21 мая я не смогу. Напишите, будет ли повтор, пожалуйста. Спасибо за ответ. С уважением, Маргарита.

Ответить

Аноним

Я приду 14 мая.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*