fbpx


Цикл лекций «Японская традиционная эстетика»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

japan1

С момента «открытия» Японии в 1854 году, самым востребованным в мире богатством Страны Восходящего солнца является культура. Если интерес к буддизму дзэн, чайной церемонии или кодексу бусидо постепенно отошел на второй план, то японское искусство, литература, дизайн, кино и мультипликация десятилетиями не теряют своей актуальности. Почему продукты «made in Japan» столь притягательны и легко узнаваемы? Почему можно повторить их отдельные черты, но трудно воспроизвести полностью?

Ключом к пониманию этих вопросов являются особенности традиционной системы эстетических идеалов и принципов, сложившихся в Японии. Формирование представлений о прекрасном шло в неразрывной связи с эволюцией социальной и природной среды архипелага. Вбирая в себя все культурные инновации, они не только воплощались в произведениях литературы, изобразительного искусства и драме, но влияли на процесс созидания и само жизненное пространство японцев.

В лекциях цикла мы проследим эволюционный путь развития четырех наиболее известных категорий и принципов японской эстетики. Раскроем, как изменялось их содержание и трактовка в свете проникновения в страну новых религиозно-философских учений и школ. Рассмотрим, какую роль в истории эстетики сыграли контакты с миром, за пределами островов. Немало внимания уделим характеру взаимосвязи канонов красоты с изменением в укладе жизни и государственной истории.

На конкретных примерах мы рассмотрим формирование основных принципов и категорий эстетики Японии. Поговорим о влиянии синтоизма, буддизма и конфуцианства на различие восприятия прекрасного в те или иные исторические эпохи. Увидим, как изменения в японском обществе отразились на содержании и форме произведений японской культуры. Постараемся определить, какое место отводится в японском искусстве зрителю и автору: в чем заключается искусность творчества и как нужно читать японские романы, стихи, смотреть на картины и каллиграфические свитки. Ответим на вопрос: как в японской культуре способность чувствовать прекрасное отражает понимание человеком себя и окружающего мира. В рамках каждой лекции мы постараемся проследить эволюционный путь всех элементов японской эстетики от возникновения до современности.

Лекция 1. Моно-но аварэ: человек во тьме вещей — 12 мая в 19-30

japan2
Фрагмент свитка «Гэндзи моногатари эмаки», школа ямато-э, середина XII в. (Художественный музей Токугава, Нагоя, статус Национальное сокровище Японии)

Принцип моно-но аварэ («очарование вещей») может быть назван квинтэссенцией всего подлинно японского. Являясь основой эстетики классической культуры придворной аристократии периода Хэйан (794-1185), он был впервые сформулирован и теоретически осмыслен в XVIII столетии Мотоори Норинага. Моно-но аварэ выступает мостом, который соединил японскую ментальность и новые идеи, пришедшие, главным образом, вместе с буддистским учением.

В рамках лекции мы осветим эстетику восхищения «сутью вещей», подернутого легкой грустью. Рассмотрим, как данный принцип соотносится с фундаментальными категориями японской культуры. Каким образом проявляется в тематике, содержании, формах и средствах поэзии вака и живописи школы ямато-э. Проследим, как изменилось понимание моно-но аварэ в феодальную эпоху японской истории, и почему «меланхоличное очарование вещей» стало основой конструирования национальной идентичности японцев.

Лекция 2. Югэн: почувствовать невидимое

japan3
Гравюра «Луна над островом Тикубусима» из серии «Сто видов Луны», 1886 г., Цукиока Ёситоси (Мемориальный театральный музей Цубоути при Университете Васэда, Токио)

С изменением жизни Японии после установления военного правления в конце XII столетия постепенно в эстетике акцент смещается на отражение индивидуального мистического и религиозного опыта. Чувство красоты таинственного, сокровенного, очарование незримого, холодного и тёмного, объединяет в себе категория югэн.

Мы рассмотрим, как изменения в структуре общества XII-XVI вв. повлияли на культурное творчество. Проследим, какие идеи определили смену эстетического идеала и трактовку его содержания. Раскроем выражение югэн в монохромной живописи суми-э, поэзии и театральном искусстве. Разберем формирование новых методов и форм творческого выражения, и как в рамках эстетики югэн складывался диалогический характер японского искусства. Рассмотрим, как в современном визуальном пространстве проявляется тёмная и скрытая красота.

Лекция 3. Ваби и саби: красота без красоты

japan4
Храм Гинкаку-дзи (Серебряный павильон), 1489 г., (Киото)

Ваби и саби являются самыми широко известными категориями культуры Японии. Их доминирование в японской эстетике XVI-XVII вв. напрямую связано с усилением влияния буддизма дзэнской школы. Алогичное интуитивное учение Дзэн породило эстетические представления, в которых естественность, спонтанность и чувственность сочетались с отсутствием и намеренным небрежением красотой формы.

В рамках лекции мы рассмотрим различие ранних и поздних трактовок данных идеалов. Раскроем онтологические основания эстетики и культурной практики ваби-саби. На примере японской керамики, дзэнской каллиграфии, живописи, чайной церемонии и самого процесса творчества разберем характерные черты понятий «красоты» и «красивого». Уделим внимание анализу процесса истончения границы между повседневным и эстетическим пространством. Проследим, как понимание категорий ваби и саби проявляется в современном японском и западном дизайне.

 

Лекция 4. Ики: подлинная изменчивость красоты

japan5
Гравюра «Расцвет Нового Ёсивара», 1903, Ватанабэ Нобукадзу (частная коллекция)

Новый период в истории Японии, наступивший в XVII веке, завершил эпоху войн и междоусобиц. Основной приметой мирного периода Эдо (1614-1868) является бурный рост городов и городского населения. В среде города, объединившего людей из разных мест и сословий, на смену старым идеалам пришли новые. Вся эстетика подчинялась идее скоротечности жизни и наполненности её удовольствиями.

Мы рассмотрим роль «веселых кварталов» как основных центров культурного творчества и досуга. Осветим комплекс эстетических категорий городской культуры, которые характеризовались спонтанностью, динамичностью и носили оценочный характер, их взаимосвязи с основными эстетическими принципами. Проследим, как изменилось отношение к классическим искусствам, и какая роль в жизни горожанина отводилась «игре» как культурной концепции. Рассмотрим преемственность городской культуры Эдо и современной массовой культуры.

Gamaley_M
Максим Гамалей

Лектор – Максим Гамалей, кандидат исторических наук, преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ

Стоимость — 400р.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*