fbpx


Бомбы в шкафу: Громче, чем бомбы (Йоаким Триер, 2015)

Кирилл Горячок

Молодой датский режиссер Иоахим Триер в новой картине «Громче, чем бомбы» обращается к известному сюжету семейной драмы. Потеря матери оборачивается для семьи продолжительной дезориентацией, и каждый ее член теряет способность найти общий язык с другими.

История вполне вторична, современное игровое кино вынуждено избирать иные формы повествования. Тем не менее за предсказуемым нарративом зрителю открывается нечто большее, поскольку автор с самого начала задается целью не изображать страдания своих героев, но объективно провести их в нужном ему направлении.

В фильме действуют несколько схем, легко улавливаемых в нелинейном повествовании, обилующем флешбэками и воспоминаниями героев.

Первая схема вполне обычна – это потеря коммуникации между членами семьи. Нам дают понять, что смерть матери (героиня Изабель Юппер), несмотря на три прошедших года, продолжает волновать героев, заставляет вновь и вновь возвращаться к ее образу, проецировать его на личную жизнь. В их сознании она предстает героем, фотографом, пожертвовавшим жизнью ради страждущих, ради правды.

В картине переплетены современные способы извлечения памяти. Помимо флэшбэков в воспоминаниях близких о матери, периодически мы видим ее на фотографиях и в телерепортажах. Даже прошлое отца, его неудачные актерские опыты хранятся в интернете (добрый стеб над прекрасным актером Гэбриелом Бирном). Но память, в какой бы форме она ни жила, – всегда лжива. Так, герой-любовник из второсортного сериала, оказывается наполненным чувством вины отцом, потерявшим связь с детьми и самим собой. А настоящая мать остается для каждого из героев непознаваемой загадкой.

«Розовым бутоном» ушедшей Изабель становится статья ее коллеги и любовника, в ней он указывает на затяжную депрессию героини, вследствие которой она пошла на самоубийство. Узнав в ней простого человека, подверженного простым человеческим чувствам, муж и сыновья обращаются к собственным жизням и возвращаются домой.

Именно причина самоубийства становится важнейшим мотивом всего фильма. Это более чем разочарование в ремесле фотографа социальной направленности. Достигнув самого сердца тьмы человеческой природы, через голод, войну и смерть Изабель познала катастрофу, звучащую громче, чем все бомбы мира. Она ничего не может изменить. Люди остаются прежними.

Но что может? Вмешательство в чужие жизни обособило ее от семьи. Становясь героиней в их глазах, она не стала матерью и женой. Муж и сыновья искали ее живую и продолжали искать после ее смерти. Лишь собрав Изабель по осколкам, они развеяли прах прошлого, дабы отныне созидать настоящее, в котором не останется места для бомб.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*