fbpx


Гибель Богов: Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (Зак Снайдер, 2016)

Кирилл Горячок

Столкновение двух важнейших героев массовой культуры еще до выхода картины вызывало вопросы у критиков и негодование у фанатов. Но премьера «Бэтмена против Супермена» породила волну самой бескомпромиссной критики и поставила под вопрос продолжение цикла фильмов о Лиге Справедливости вообще. Зак Снайдер всегда раздражал рецензентов своей помпезностью и претенциозностью. В новой картине режиссер превзошел себя, вселенная DC стала материалом для полуавангардистских поисков амбициозного автора, чем, пожалуй, и оттолкнет целевую аудиторию фанатов комиксов.

Наполнить Супермена — самого прямолинейного персонажа классических комиксов — психологическим и уж тем более психоаналитическим содержанием само по себе сложно, потому Снайдер в прошлой картине «Человек из стали» ввел традиционный религиозный мотив пришествия спасителя. Развитие героя в сиквеле могло сработать исключительно при столкновении с простым человеком, и Бэтмен подошел как нельзя лучше.

Начинается фильм с событий финала «Человека из стали», показанных глазами Брюса Уэйна. Сражение богов и гибель невинных смертных сеет в герое зерна сомнений и злобы. Не только Бэтмен, но и все человечество усомнилось в справедливости своего спасителя, демократический суд призывает героя к ответу. Тем временем молодой миллионер Лекс Лютор, будучи извечным соперником Супермена, рефлексирует на тему его божественности и, кажется, исключительно из порыва к прекрасному сталкивает двух супергероев и вызывает Сатану. В решающий момент к битве с тотальным злом присоединяется амазонка Чудо-Женщина, и заря справедливости освещает мир.

В действительности, в «Бэтмене против Супермена» сюжета нет, Зак Снайдер ударился в крайний почти советский формализм. Сюжетные линии возникают и исчезают, а христианская история бьется в тисках комиксных условностей. Нужно также учитывать, что почти половина происходящего на экране должна раскрыться только в будущих фильмах серии. Оба главных героя также неоднозначны: Бэтмен, как никогда, жесток и озлоблен, Супермен сомневается в заветах отца, вопрошает, почто тот его оставил. Ко всему прочему, оба героя метафорически произошли от одной матери.

Столь огромное количество образов из сказок, мифов и комиксов обрушивается на зрителя в упаковке потрясающей помпезности и пафоса. Для Снайдера история существует не для того, чтобы ее рассказывать, но чтоб бить ею по голове зрителя. Если же тот смутно представляет себе вселенную DC, то происходящее на экране покажется похожим на поток сознания сумасшедшего.

«Бэтмен против Супермена» — по-своему уникальная супергеройская картина, она отказывается от нарратива и действия ради воссоздания чего-то среднего между Новым Заветом и эпосом о Гильгамеше. Фильм способен удивить и даже ошеломить своим размахом. Подобную мегаломанию и искренний пафос вряд ли когда-нибудь еще допустят в Голливуде. Продолжение цикла фильмов о Лиге Справедливости вполне может подарить новое прочтение «Бэтмену против Супермена». Но сам Снайдер, конечно, вынужден будет остепениться.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*