Ключевой вопрос истории русской философии: существовала ли философская мысль в России вообще до того, как страна вступила в культурный контакт с Европой? Русское средневековье как воинственное невежество — «невегласие» (Г.Г.Шпет)? Что вообще понимали под философией в Древней Руси и кого считали философом. Кирилл и Мефодий: «»знание вещей божественных и человеческих…» Торжество византизации или почему кирилло-мефодиевская традиция, примиряющяя веру и знание и чуждая конфессиональному изоляционизму, была вытеснена на периферию интеллектуальной жизни. «Хитрость хитростям и художество художествам…»- влияние наследия Иоанна Дамаскина. Философия как мистико-аскетическая монашеская мудрость, как подвиг божественного делания, устремляющего ум к Богу. Почему в идейно-религиозной традиции, идущей от Иоанна Дамаскина, фактически существовали как бы две философии: одна — высшая, представлявшая веру, а другая — традиционная (внешняя), связанная с наследием античности. «Истинный философ» тот, кто спасает душу от вечной муки. Основные философски значимые тексты древнерусской книжности.
Мировоззренческие идеи славяно-русского язычества: существовали ли философские концепты в сознании жителей Киевской Руси до принятия христианства? Крещение Киевской Руси и его влияние на мировоззрение древнерусского общества. «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского (конец IX — начало Х в.) как ключевой памятник эпохи христианизации Киевской Руси. Картина мира Иоанна экзарха. Фаталистическое восприятие действительности «Изборника 1076 года». «Палея Толковая» и ее историософия. «Муж благ, и книжен, и постник»: митрополит Илларион и его «Слово о законе и благодати». Историософская концепция Илариона. Проблема двоеверия и его влияния на характер древнерусской мысли. «Слово о полку Игореве» как органическое соединение языческих и христианских образов и понятий. Теологический рационализм и аллегоризм древнерусского православия: от митрополита Никифора до Кирилла Туровского. Почему был принципиально нетеоретичен нравственно-деятельный тип мудрости Древней Руси и как термин «философия» закрепляется в ней за нефилософским типом сознания
XIV — XVI вв.- выход из исторического небытия после татаро-монгольского ига. Долгожданная автокефалия русской церкви. Как судьба церкви полностью перешла в руки московских государей. Ереси стригольников и жидовствующих, а также еретичество Феодосия Косого и Матвея Башкина как первое суровое испытание автокефальной русской церкви. Прорыв на Восток Афанасия Никитина и возрождение интереса к жизни и традициям народов других стран. Введение типографского книгопечатания как стимул к развитию литературной деятельности: «Апостол» Ивана Федорова. Внешние идейно-философские влияния: сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита и «Диоптра» Филиппа Пустынника. Исихазм в идейной жизни Древней Руси. Был ли Сергий Радонежский исихастом? Нил Сорский и специфика русской традиции монашеского уединения. Кирилл Белозерский (1337 — 1427) и рождение русского «естествословия». «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария. Мировоззренческие основы споров нестяжателей и иосифлян.
Старец Филофей и рождение идеи «Москва — Третий Рим». Почему историософская концепция Филофея так и не стала государственной идеологией Московской Руси. Идеи лучшего обустройства общества Ивана Пересветова. Федор Карпов: «Правда необходима во всяком государственном деле». Философская мысль в XVII в.: средневековье подходит к концу. Век между двумя академиями: Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской. Религиозно-философские мотивы в расколе XVII в. и почему говорить о вкладе «раскольников» (старообрядцев), в историю русской философской мысли можно только с оговорками. Почему протопоп Аввакум жестко выступал против философии и не признавал собственно философских вопросов. Симеон Полоцкий и «латинская партия» при царском дворе. Историософия и философские взгляды Юрия Крижанича.
Правление Петра I: превратности модернизации старомосковского самодержавия в духе новой европеизированной Российской империи. XVIII век как период, когда в России возникает профессиональная философская мысль. Особенности преподавания философии в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях. Специфика философских взглядов Иннокентия Гизеля и Стефана Яворского. «Звезды» Славяно-греко-латинской академии начала XVIII в.: Феофилакт Лопатинский, Стефан Прибылович и Гедеон Вишневский. Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ или просто удачливый проходимец? Митрополит Платон и «ученое монашество»: мистическое «религиозное любомудрие» в России обретает собственный голос. Философские идеи в старообрядчестве: Алексей Самойлович и братья Денисовы.
Философские и этические взгляды идеологов петровских реформ В. Н. Татищева и А. Д. Кантемира. «Природа весьма проста, крепко держится своих законов и всюду одинакова»: механистичный естественно-научный реализм «Корпускулярной философии» М. В. Ломоносова. Почему крепостное право – это благо: социальный консерватизм М. М. Щербатова. Масонство как идейный противовес «вольтерьянству»: секрет первоначального успеха масонства при русском дворе. Философские идеи русского масонства. Масонская концепция человека. Розенкрейцер Иван Лопухин и проблема мистического слияния духа и материи. Знания — это реальный инструмент нравственного перерождения человека: Николай Новиков как русский Паскаль.
«Харьковский Диоген» Григорий Сковорода: полуеретик, полусектант, создатель «украинской национальной идеи» или просто «Сократ на Руси», первый самобытный русский философ? Идея «безначальной истины», учения о «трех мирах» и Софии-Премудрости Божьей как ядро философии Григория Сковороды. Становление университетской философии в России. Философия в Московском университете, ее основные представители, идеи и принципы. «Человек родится в мир равен во всем другому»: антропосоциальная философия А.Н.Радищева. Трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» как одно из наиболее сложных для понимания и истолкования произведений русской мысли.
«Парад «интерконфессионального христианства»: Александровский мистицизм как культурно-историческое понятие и феномен. «Не знаю ни одного государственного вопроса, которого нельзя было бы свести к духу Евангелия»:Михаил Михайлович Сперанский как одна из центральных фигур александровского мистицизма. «Внутренняя церковь» и «внутренний человек» Александра Федоровича Лабзина. «Рациональный мистицизм» митрополита Филарета (Дроздова). Русское шеллингианство и философский романтизм: кружок любомудров. Философские взгляды князя Владимира Федоровича Одоевского — центральной фигуры «любомудрия». Социально-философские основы идей декабризма. «Союз благоденствия» как русский «Tugendbund». Декабристы: душой – в Европе, сердцем – в России.
«Пусть другие роются в старой пыли народов, нам предстоит другое»: насколько Чаадаеву удалось пересоздать «логику исторической науки» своего времени? «Правда смысла» и «правда факта»: предметное поле философии истории с точки зрения Чаадаева. Почему история всегда иррациональна. Славянофильство как «ретроспективная утопия». Что такое христианский провиденциализм в его обосновании Чаадаевым. Новое общество будущего как воплощенное Царство Божье. «Философические письма»: как Россия оказалась вне истории и почему она не может называться вполне христианским обществом. «…нам нет дела до крутни Запада, ибо сами-то мы не Запад»- письма к А. И. Тургеневу: новый этап развития взглядов Чаадаева. Рождение идеи «привилегии отсталости». Разнообразие последствий влияния идей Чаадаева на мыслителей-современников. Насколько актуален Чаадаев сейчас?
Формирование учения славянофилов как еще одна альтернатива распространению идей Просвещения. Проблема точной интерпретации философских аспектов движения славянофилов: существовала ли философия славянофильства как единое целое? «Московские» и «питерские» славянофилы. Родоначальники славянофильства А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Идейные источники славянофильства Хомякова. «Мир является разуму как вещество в пространстве и как сила во времени»: онтологические основания философии Хомякова. Исторический процесс как совокупность «действий свободы человеческой и воли всемирной». Кушитство и иранство. Славянофильское учение о соборности. Соборность и община. Принципы целостности и иерархизма во взглядах Киреевского. Почему существенные отличия между Западом и Россией, по мнению Киреевского, были предопределены особенностями их христианизации.
Юрий Федорович Самарин: почему Владимир Соловьев называл его «самым проницательным и рассудительным из славянофилов». «Бегство» от Гегеля к Хомякову: философская трактовка религии. Государство как «юридическое выражение единства всей земли».. Отношение к истории: «Пора нам перестать казаться и начать быть…». Истинная община есть Церковь. Народность как непреходящее условие успешного развития науки, ее движения вперед. Константин Сергеевич Аксаков: «Ни один народ не может иметь такого всеобщего, всемирно-человеческого значения, как русский». Историософская концепция «земли и государства»: формирование идеи о негосударственности русского народа или что было общего между Аксаковым и Бакуниным. «Народность», выражение жизни народа как основной критерий оценки художественного творчества.
Лектор — Дмитрий Багдасаров. Преподаватель, более 12 лет читает авторские курсы «Философские вопросы виртуальной реальности и искусственного интеллекта», «Философские проблемы современности», «Философские проблемы естественных наук», «Философия религии», «Религиоведение», «Философия политики» и т.д.
Добавить комментарий