fbpx


Цикл лекций Олеси Строевой «Философия и искусство»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Лекция 1. «Непонятные» авангардисты. «Черный квадрат» и его интерпретации: от манифестов Казимира Малевича до феноменологического анализа 

srtieva-01

Несмотря на то, что уже было так много написано и сказано о «Черном квадрате» Малевича,  это произведение — подобно «улыбке Джоконды модернизма»: его секрет никогда не может быть раскрыт до конца. Различные подходы к интерпретации этой картины дают полярные точки зрения на  феномен «Черного квадрата», мы рассмотрим десять взглядов: начнем с разъяснений самого художника, далее  обратимся к мнению искусствоведов, философов и культурологов, среди которых можно выделить феноменологическую позицию, постмодернистскую, семиотическую и социологическую. Имея полный спектр интерпретаций, вы сможете составить собственное мнение об этом загадочном явлении русской культуры, признанное за рубежом, как одно из величайших.

Лекция 2. Символика и мифология советского искусства на примере произведений архитектуры и живописи: конструктивизм, соцреализм, сталинский ампир и андеграунд

srtieva-02

После революции 1917 года в России произошли кардинальные изменения в политическом строе, идеологии, мировоззрении. Новому советскому государству потребовался мощный механизм пропаганды, которым и стало искусство соцреализма. Новый художественный метод представлял собой своего рода возвращение к системе канонического культового искусства, свойственного архаичному мифологическому сознанию. Тоталитарная система была построена на мифологии коммунизма, использовала структуру языческого обряда и ритуала, взращивала культ тела, культ вождя и идолопоклонство. По художественным методам и приемам  живопись и скульптура соцреализма воспроизводит телесно-абстрактную эстетику античности, характерную для культуры Древней Греции и Древнего Рима. Борис Гройс называет вождя великим Художником-Модернистом, воплотившим свою систему мировоззрения, используя в качестве холста целую страну.

Лекция 3. Как понять современное искусство? Жанры “contemporary art” и философия постмодернизма

srtieva-03

 

Мы живем в то время, когда искусство больше не транслирует нравственные ценности, не создает возвышенные и прекрасные идеалы, не сеет светлое, доброе, вечное, и даже не всегда радует глаз, а чаще щекочет нервы, развлекает и провоцирует. Другими словами, этот процесс можно охарактеризовать как тотальную симуляцию и антиэстетику. Возникают вопросы: Искусство ли это? Что стоит за этой парадоксальной ситуацией? Станет ли искусство когда-либо самим собой? Основные жанры “contemporary art” были придуманы еще дадаистами: акции, перформансы, реди-мейд, инсталляции, коллажи, с развитием технологий к ним прибавились видео-арт и цифровое искусство, гиперреализм в живописи и скульптуре. Разобраться со смыслами современной арт-деятельности нам поможет философия постмодернизма.

Лекция 4. «Стадия зеркала» в образе Нарцисса в произведениях художников от Античности до культуры «селфи». Становление европейской субъективности от архаики до эпохи смартфонов

srtieva-04

 

Палка Нарцисса или волшебная палочка Нарцисса – синоним палки для «селфи». Является ли «нарциссизм», связанный с отражением в персональном экране-зеркале, расстройством личности? Или это естественная потребность человека новой формации в обновлении своего образа «Я» в виртуальном пространстве? История изобразительного искусства – история эволюции восприятия образа «Я», запечатленная в живописи и скульптуре. Культура проходит те же стадии личностного развития: античный мифологический Нарцисс, антропоцентрические барочные образы Караваджо, Рубенса, Брюллова, романтический герой Уоттерхауза,  раздробленный модернистский персонаж Сальвадора Дали и умирающий юноша в современном произведении неакадемизма. Сегодня мы наблюдаем этап перерождения в виртуальную реальность через феномен «селфи». Другой вопрос: не ведет ли симбиоз с персональным экраном к изономии и солипсизму, не смотря на иллюзию «соборности» и публичности интернета?

Лекция 5. Эволюция «Тайной вечери»: от канонической живописи Средневековья до современных интерпретаций цифрового искусства

srtieva-05

 

При анализе «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, А.Ф. Лосев уличает Леонардо в недостаточности реализма,  поскольку «Леонардо не может удовлетвориться средствами  механистического  психологизма и, не зная иных, оставляет незавершенным центральный образ картины – фигуру Христа», однако каждый апостол представлен здесь вполне индивидуально, в рамках ренессансного мировоззрения. В современной цифровой работе Константина Худякова мультифрагментарный лик Христа парит над бесконечным столом со стеклянными кубами, в которых видны лики Иуды, а возможно и других апостолов, различить их сложно. Как раз эта концепция отсылает нас к Сальвадору Дали: ведь это на картине гениального сюрреалиста Иисус несоизмеримо превознесен над апостолами, склонившими головы, и их лица также невозможно различить. Почему сюжет «Тайной вечери» привлекает художников, начиная со Средних веков, и не оставляет по сей день? Что в этом сюжете интересует художника в его эпоху? Как смещаются акценты, как меняется мировоззрение, как меняется восприятие самого себя, покажет нам экскурс в историю культуры.

Лектор:

Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.


Комментарии

svctempu

комментарий

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*