fbpx


Christmas Carol: Кэрол (Тодд Хейнс, 2015)

Кирилл Горячок

История любви двух девушек, основанная на повести Патриции Хайсмит «Цена соли», разворачивается на Манхеттене в 50-е годы. Молодая Терез работает в магазине игрушек, там однажды она встречает Кэрол, взрослую и состоявшуюся женщину. Взаимное влечение перерастает в нечто большее, для Терез новые отношения становятся воспитанием чувств, поиском себя. Совсем иные мотивы у Кэрол.

Режиссер Тодд Хейнс – большой формалист, часто он намеренно усложняет конструкции своих картин ради достижения субъективной художественной цели. К сожалению, почти всегда в ущерб их содержанию. Сюжетная линия «Кэрол» проста и максимально наследует классическим мелодрамам, разница лишь в нетрадиционной ориентации. Хейнс намеренно идет по этому пути, чтобы наделить форму своим языком, не отвлекаясь на сценарий, который поистине режиссеру неинтересен.

Ювелирная работа оператора и художников позволили воплотить на экране невероятно тонкую стилизацию кино- и фотокультуры середины прошлого века. Обе ведущие актрисы приковывают к себе внимание, возрождая былой образ кинодив, каковой Кейт Бланшетт, безусловно, всегда стремилась быть. Но путешествие во времени обернулось разочарованием, поскольку вдохнуть жизнь в столь продуманную конструкцию картины создателям, к сожалению, не удалось.

Тодд Хейнс на протяжении всего фильма нарочно отсылает зрителей к картинам классика американской мелодрамы Дугласа Сирка. Схожий с «Кэрол» практически по всем мотивам «Все, что дозволено небесами» таит в себе то, чего Хейнсу сохранить не удалось, а именно гармонию между тонкой формой и глубоким содержанием. Возможно, главная беда режиссера именно в избранной тематике, слишком анахроничной и настойчиво романтичной.

Отдельно стоит упомянуть тему однополых отношений. В «Кэрол» нетрадиционная любовь не становится ни частью социального размышления, ни обновлением жанровой формы. Хейнс строит отношения героинь по самому тривиальному механизму, так, что границы между полами вовсе стираются и не имеет значения, женщины это или мужчины. Растворяясь в изысканных декорациях и музыкальном сопровождении, влюбленные становятся, скорее, лишь частью мизансцены, теряют подобие самостоятельности в клишированных диалогах и взглядах.

Не менее анахроничен и основной «рождественский» мотив картины. Как известно, carol – это святочная песня, исполняемая в сочельник. В этом смысле «Кэрол» походит на диккенсовский рассказ о привидении, явившемся девушке, чтобы стать ее проводником к самой себе. Но к сожалению, несмотря на то что этот мотив легко считывается, для зрителя он таит лишь то, что могло бы получиться у Хейнса. Чарующая красота и святочная атмосфера «Кэрол» не создали полноценный фильм, но стали серией выдающихся фотографий.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*