Весна до мая в «Пунктуме» – еженедельный разговор о поэзии, о стихотворениях, известных каждому, и строчках, которые мало кто слышал. Мы выбрали для вас авторов, чьи слова стали важной частью сложного XX века и определили то, каким мы видим его. Весна начинается, все тревоги еще впереди, пока бьются, как живые, давно уже написанные, но так и не прочтенные до конца стихи.
Летова, как и многих детей 70-х, испортило желание петь, но поэтом он быть не перестал, даже когда взошел на сцену. Его стихи, очищенные от примет времени, ничуть не потеряли ни в силе, ни в актуальности. Летов до сих пор остается в строю тех, чьи строки повторяют вслух, не боясь быть не правильно понятыми. Почему лидер группы «Гражданская оборона» все еще жив?
Трудно представить себе более невезучего поэта, чем Александр Башлачев, который так и остался «одним из…», а был едва ли не самой самобытной фигурой среди всей русской философской лирики. Наследник Тютчева и Хлебникова, Блока и Есенина, он открыл невиданную ранее динамику отчаянья русского стиха. О чем не успел спеть Башлачев и почему допеть это теперь нельзя?
Вениамин Блаженный – весь загадка. Его стихотворения полны образами и метафорами, которых русская поэзия чуралась со времен протопопа Аввакума. Вечный мальчик из Витебской губернии был и раскольником, и проповедником. Что и кому он проповедовал и почему это столь важно сегодня?
Анна Ахматова пережила всех и стала автором стихотворений из женских пабликов «Вконтакте»: иногда имя поэта просто не указывается, кажется, будто бы это просто женщина говорит о вуалях, перчатках и бесконечной несмолкаемой боли. Как Ахматовой удалось этого добиться и почему мужчинам крайне важно научиться читать ее стихотворения правильно?
Биография Мандельштама затмила его лирику, борьба сделала из самого умного русского поэта XX века агитатора. Но за стихотворениями о «веке-волкодаве» и Сталине скрыт совсем другой автор, писавший об ином. О чем? Почему простого и ясного Мандельштама так мучительно трудно читать?
Булат Окуджава кажется настолько простым, что, на первый взгляд, анализировать его стихи не имеет никакого смысла. На второй взгляд оказывается, что за этой простотой скрыта сложная и тонкая игра. Что открывает третий взгляд на Окуджаву?
Судьба Марины Цветаевой – хорошая прививка от наивности, человеческой и поэтической. Но ее стихотворения и проза говорят о другом: надежда – есть, это вопиющий вызов всему, чему сама Цветаева была обучена. В чем состоит эта надежда и почему – вопреки истории, логике, здравому смыслу – все обязательно будет хорошо?
Популярность Высоцкого была невероятной, но трудно представить себе менее «народного» поэта. Он шел от своей славы в совершенно новое для человека своего поколение пространство, пытаясь перерасти все образы, которые сам себе и придумал. Почему эта попытка была обречена на неудачу и какой урок можно извлечь из поражения Высоцкого перед лицом судьбы?
Лектор:
Михаил Бударагин, журналист, филолог, преподаватель.
Добавить комментарий